Прежде чем начинать интервью, бизнес-аналитик должен представиться и коротко охарактеризовать цель беседы. Очень важно уметь расположить к себе собеседника, потому что в противном случае
Типичными ошибками являются:
· Переход беседы на темы, не относящиеся к цели опроса;
· Навязывание собственных вариантов ответа собеседнику;
· «Жонглирование терминами» и иная демонстрация собственных познаний бизнес-аналитика, вместо того, чтобы внимательно слушать собеседника.
В некоторых случаях анкетирование и интервьюирование совмещаются, то есть бизнес-аналитик самостоятельно заполняет заранее подготовленную анкету со слов интервьюируемого, и по ходу заполнения задает уточняющие дополнительные вопросы.
Сбор документов
Сбор документов - это весьма важный, хотя и не самый главный метод сбора данных о бизнес-процессах. Бизнес-процессы, так или иначе, связаны с передачей и обработкой информации, которая представлена, как правило, в виде документов. Таким образом, заполненные формы документов представляют большую ценность для иллюстрации того, как реально протекают бизнес-процессы на предприятии. В частности, по наличию подписей должностных лиц на документе можно представить и маршрут документа, и разграничение полномочий на предприятии. Кроме того, по заполнению полей документа можно понять, какие данные фиксируются и измеряются, а какие нет. Так, например, в стандартной форме путевого листа присутствует более сотни полей данных, однако, реально заполняется только около двадцати из них.
В некоторых случаях опытный аналитик по одним только образцам документов может восстановить реальный бизнес-процесс, но все же эффективнее использовать сбор документов в сочетании с интервьюированием и анкетированием.
Наблюдение
Наблюдение представляет собой непосредственное присутствие бизнес-аналитика на рабочем месте сотрудников подразделений с регистрацией событий и действий, происходящих в ходе рабочего дня. Сведения о действиях заносятся в специальную учетную форму для дальнейшей обработки и анализа. Наблюдение является весьма трудоемким процессом, поэтому на практике применяется не очень часто.
К достоинствам этого метода относится то, именно он дает наиболее полное представление о деятельности подразделений предприятия. Однако при проведении наблюдения непродолжительное время есть вероятность того, что под наблюдение попадет только небольшая часть функций и процедур, совершаемых в подразделении. При длительном же проведении наблюдения, как уже было сказано выше, существенно возрастает трудоемкость такой процедуры. Кроме того, зачастую исполнитель может работать с отличающейся от обычной интенсивностью, для того, чтобы было отмечено его трудовое рвение.
Поэтому наблюдение, являясь мощным инструментом сбора информации, применяется реже, чем предыдущие три метода.
|