Сертификация системы менеджмента качества в РФ

В условиях современных рыночных отношений в борьбе за потребителя производители вынуждены постоянно подтверждать свою способность стабильно производить продукцию надлежащего качества, приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям потребителя, демонстрировать свою надежность и респектабельность. Предприятия, желающие свободно торговать на рынке в не дискриминационных условиях, мечтающие о коммерческом успехе, должны представлять доказательства наличия у них действующих систем качества, как гарантии своей надежности и стабильности.

Первые стандарты на системы качества были разработаны в Великобритании в семидесятых годах прошлого столетия, а с середины восьмидесятых годов ХХ века Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов (МС) по этому вопросу, получивших известность в мире как стандарты серии 9000 [21, с.68].

Принципиальным в разработке стандартов ИСО серии 9000 является включение в них минимального количества требований к системе, необходимых для создания определенной уверенности в способности предприятий выполнить запросы потребителя. Появление стандартов ИСО на системы качества стало ответом на вопрос, - каким критериям должна отвечать система качества, чтобы с достаточной уверенностью можно было сделать вывод о надежности поставщика, о возможности предприятия обеспечивать качество.

Принятие международных стандартов ИСО серии 9000 создало единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах.

Международные стандарты ИСО серии 9000 были созданы в 1987 году. За период, прошедший с момента их опубликования, дважды был осуществлен пересмотр стандартов. В результате пересмотра 1994 года - были разработаны стандарты ИСО 9001 - ИСО 9003: 1994, содержащие конкретные требования к системе качества для разных этапов жизненного цикла продукции - в форме 20 элементов. В нашей стране действовали российские версии международных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96, определяющие требования к системам качества на различных стадиях жизненного цикла продукции. Широкое внедрение МС ИСО серии 9000 началось с 1997 года [25, с.96].

Очередной пересмотр стандартов ИСО серии 9000 был осуществлен в 2000 году. Новая версия МС ИСО по сравнению с предыдущей претерпела существенные изменения. В значительной мере эти изменения связаны с достижениями в области менеджмента качества.

Система менеджмента качества по новой версии МС ИСО 9000 базируется на восьми универсальных принципах менеджмента качества - принципов TQM - и распространяет подходы, используемые при управлении качеством, на все стороны деятельности организации. В МС ИСО серии 9000 версии 2000 года более четко сформулированы требования к достижению удовлетворенности потребителей, введены принципы процессного подхода к деятельности организации и постоянного улучшения.

Сертификация систем качества, функционирующих на предприятиях различных отраслей промышленности и сфер экономики, стала элементом культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Побудительным мотивом в пользу сертификации систем менеджмента качества (СМК) является в основном необходимость выполнения определенных требований: условия контракта, участие в различных тендерах и конкурсах, лицензирование и распределение государственных заказов, сертификация определенных видов продукции.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.