Современное состояние российского рынка акций и перспективы развития

Ситуацию на отечественных торговых площадках в 2010 году определяли не столько внутрироссийские факторы, сколько ожидания инвесторов по поводу посткризисного восстановления мировой экономики. И основное внимание было приковано к положению в США, Европе и Китае. Год начался позитивно, стартовавшее в 2009 году биржевое гонки продолжалось до весны 2010. Затем выяснилось, что Греция находится на грани дефолта, стране пришлось обратиться за помощью к Евросоюзу. Это заметно ухудшило настрой международных инвесторов и заставило их избавляться от рисковых активов, к которым относятся и российские акции. Фондовые индексы начали снижаться. Обещание руководства Евросоюза предоставить Греции €110 млрд. помогло стабилизировать ситуацию. Однако причины для страхов у инвесторов остались. Оказалось, что в тяжелом финансовом положении находится не одна только Греция, а еще Португалия, Ирландия и Испания. Период рыночной неопределенности совпал со временем летних отпусков, когда активность на биржах и так традиционно низка.

Ближе к сентябрю на рынках началось движение. Федеральная резервная система США заявил о готовности стимулировать процесс с помощью новых денежных вливаний. Для этого ФРС пришлось бы запустить печатный станок, подстегнув инфляцию. Ожидания такого развития событий спровоцировали ослабление американской валюты: инвесторы стали избавляться от долларов и вкладываться в акции и сырье.

Когда инфляционные ожидания возрастают, инвесторы, пытаясь обезопасить себя от обесценивания денег, вкладываются в более рискованные, но и более доходные активы. Российские акции как нельзя лучше вписывались в такую концепцию, поэтому рынок захлестнула волна покупок. В сентябре и октябре 2010 года наблюдалось нетипичное поведение рынков: на негативные американские макроэкономические данные они реагировали ростом, на позитивные - снижением. Логика состояла в том, что улучшение экономических показателей могло заставить ФРС отказаться от денежной инъекции. Но в начале ноября ФРС все же объявила о программе стимулирования на $900 млрд. Еще одним драйвером осеннего биржевого роста стала хорошая квартальная финансовая отчетность американских корпораций. Они показали рост выручки и чистой прибыли. Дополнительным позитивным фактором для нефтезависимого российского фондового рынка были достаточно высокие цены на нефть.

С начала года до середины ноября индекс ММВБ вырос на 13,6%, индекс РТС укрепился на 11,4%. На российских биржах наблюдался более сильный подъем, чем на американских. Достаточно сказать, что основной американский индекс S&P 500 прибавил всего 7,4%.

В 2010 году в России было выгодно вкладываться в акции второго эшелона. Если индекс компаний высокой капитализации вырос на 11,2%, то за это же время индексы компаний средней и малой капитализации взлетели на 42 и 40% соответственно. Индекс акций РТС "второго эшелона" за прошедший год вырос на 56,8% - до 2 237,93 пункта. Минимальное значение Индекса РТС-2 в 2010 г. - 1 461,25 пункта - было зафиксировано 11 января, а 27 декабря индекс достиг максимума - 2 250,60 пункта.

Такие результаты объясняются тем, что в 2009 году основной инвестиционный спрос был сосредоточен на акциях крупных компаний, и во многом эта тема была уже отыграна. Неудивительно, что в 2010 году инвесторы переключились на акции малых и средних компаний. Наиболее удачными оказались сделки с бумагами эмитентов, чей бизнес больше ориентирован на внутрироссийский рынок и меньше зависит от мировой конъюнктуры. Так, индекс акций машиностроения с начала года вырос на 56,3%, а индекс бумаг потребительского сектора поднялся на 51,4%. При этом индекс нефтяных эмитентов увеличился всего на 10,5%, что стало худшим показателем среди всех отраслевых индексов ММВБ. Нефтяной индекс лишь повторил динамику роста цен на нефть - они поднялись на 10,6%. В целом, несмотря на рост российского рынка в последние два года, к докризисных показателям он еще не вернулся. Правда, котировки бумаг некоторых секторов уже превысили докризисные уровни.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.