Игровой подход позволяет практическим получить определенное представление о новых экономических механизмах и приобрести некоторый опыт их применения. Следовательно, игровое имитационное моделирование можно рассматривать и как метод экспериментального исследования и как инструмент для обучения. В начале тридцатых годов большое распространение получили аварийные игры. Это связано с тем, что проводимая быстрыми темпами индустриализация страны и отсутствие достаточного числа квалифицированных рабочих кадров и инженерного персонала приводило к большому количеству крупных и мелких аварий на промышленных объектах, в том числе, на электростанциях. Первая аварийная игра была проведена на Шатурской электростанции в 1933 году. Затем эти игры стали проводиться и на других электростанциях. Следует отметить, что большинство игр, которые были разработаны в 30 гг. в нашей стране, были предназначены для новой в то время системы оперативного руководства диспетчеризации.
Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формированию схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обращая особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре не должны быть упрощены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер. Формирование правил игры должны включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только52 качественно, либо при их количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделять разработке методов оценки степени достижения цели. Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представлять как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:
. Общая характеристика
. Описание ситуации
. Цель игры
. Задача центра
. Задача участников игры
. Формальная модель
. Анализ формальной модели
. Руководство для участников игры.
. Результаты проведения игры.
Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.
Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко. Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры. Каждая деловая игра состоит из нескольких партий.
Большинства деловых игр состоит из трех этапов:этап - сбор информации, т. е. сообщение элементами в вышестоящий орган (Центр) запрашиваемой информации.этап - обработка полученной информации и выработка соответствующих решений.этап - реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.
Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано. По завершении игры проводится подведение итогов и определение победителей.
|