Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Д. Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.
В 1886 г. впервые был поставлен вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности.
В 1910 г. впервые было введено в обиход понятие «научное управление».
В 1911 г. вышла в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», а сам Тейлор сегодня по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия.
Таким образом, история развития менеджмента в США характеризуется следующим.
. Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризации управления способствовало активному использованию в управлении системного подхода, а не чисто аспектного, концентрирующего внимание на одной или нескольких гранях интересующей проблемы. Это привело к усложнению науки управления. Поведенческая школа, также как классическая, развивалась на основе системного подхода, т.е. организации изучались как социальные системы (50-60 гг.).
. В 70-е гг. широкую популярность завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.
. В 80-е гг. к этим двум школам добавилось направление «организационной культуры» в управлении, придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.
. В настоящее время наиболее характерным для системы управления является интернационализация менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний.
. Сегодня оправдывает себя пристальное внимание к ситуационному подходу в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают. Но, по мнению наблюдателей, деловой мир вступил в сложный этап нестабильного развития: усиление политической нестабильности в мире, сопровождающейся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другие факторы внешней среды, а также форс-мажорные обстоятельства заставляют руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление.
. Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. Менеджмент и капитал - вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки. Если страна стремится в будущее, то она должна сформировать свой экологический, человеческий, информационный, финансовый потенциал заблаговременно. Традиционные подходы менеджмента к организации труда претерпевают изменения.
Специалисты считают, что слагаемые нового подхода заключаются в следующем:
• в отношении управленческого персонала к рабочим;
• в организации труда;
• в организации и стиле управления;
• в определении заработной платы;
• в определении трудовых отношений;
• в вовлеченности работников в процесс производства.
Особенности управления американскими компаниями, национальные и культурные особенности
• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».
• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений для развития.
• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться «спокойно».
• Особенность генофонда нации: широкая национальная представительность.
• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.
• Принципиально новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.
• Геополитические особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.
• Отношение к управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы
• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.
Особенности управления
Главная задача управления - создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.
Для США характерны:
1) отношение к менеджменту как к сильному конкурентному преимуществу;
) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;
) стремление к методической обоснованности управленческой деятельности, разработка технологий управления;
) ставка на инновации: институализация перемен; стремление к постоянному продуцированию новых знаний; открытость для новых идей; ставка на активизацию творческого потенциала каждого работника;
|