Особенности и основные черты японского менеджмента

Особенности японского менеджмента во многом определяются национальными и культурными особенностями страны, к которым относятся:

• гомогенность и традиционная закрытость общества;

• наличие двух преобладающих религий и общинности;

• небольшая территория, постоянные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых, большая зависимость от импорта сырья и топлива;

• дзенбуддизм, традиции самурайства, клановость, традиции преклонения перед старейшим авторитетом;

• поражение во Второй мировой войне, оккупационные войска Америки;

• единение нации после войны, оскорбленное национальное достоинство, разруха, осознание бизнесом социальной ответственности. Необходимость быстрого развития после войны;

• нехватка рабочей силы в период быстрого роста. Рабочий класс набирался из деревень;

• острая потребность в новых концепциях и методах управления. Появление после войны молодого поколения администраторов с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай. Предпочтение долгосрочных инновационных стратегий краткосрочным финансовым. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

До второй мировой войны в Японии сформировалась особая система отношений между фирмами и банками (дзайбану), в соответствие с которой крупные фирмы в Японии организованы в небольшое число групп. Каждая группа состоит более, чем из десяти крупных фирм, которые группируются, вокруг крупного банка. В свою очередь, вокруг каждой из крупных компаний группируется большое число (до 100 и более) второстепенных компаний - сателлитов. На них работает от 10 до 100 человек, которые обычно занимаются сборкой узлов или предоставляют услуги, причем только одному своему крупному клиенту. Официально этот тип монополии ликвидирован после войны. В центре группы стоит банк, который имеет много преимущественных прав, в том числе направлять в сателлиты на работу сотрудников предпенсионного возраста. Отсюда стратификация, полная зависимость.

Сегодня в Японии действует кайрацу - объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Из 100 крупнейших фирм 70 являются участниками кайрацу. Это универсальный многоотраслевой концерн (часто с большим удельным весом тяжелой и химической промышленности).

Характерные черты кайрацу:

• наличие собственной системы финансовых учреждений;

• взаимное владение акциями;

• объединение групп внутри фирмы для реализации крупных или перспективных проектов;

• наличие обязательств по взаимным поставкам внутри кайрацу;

• организация общей универсальной торговой фирмы;

• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками разного уровня.

В Японии сформировалась система непрерывно-поточного производства - канбан. Ее черты:

1. Система управления производством основана на принципе нулевых производственных запасов. Система очень сложна для практической реализации. Необходимо поставлять комплектующие не впрок, а именно тогда, когда продукция необходима потребителю, сразу на конвейер. Предприятие получает узлы и детали ежедневно или несколько раз в день.

. Если на типичном американском предприятии производственные запасы обновляются 10-20 раз в год, то при системе канбан - 50-100 раз в год.

. Стремление к снижению запасов становится методом для выявления и решения производственных проблем. Обнаружив появление непредусмотренного задела, руководство предприятия обязано принять решительные действия по обнаружению причины его возникновения и устранению.

. Накопление запасов, по своей сути, позволяет скрыть производственные проблемы и трудности, такие, как: частые поломки, остановки станков, низкое качество продукции, нарушение ритма и др.

. Поскольку при минимизации заделов производство может быть остановлено из-за бракованных деталей и узлов, основным требованием системы канбан становится «ноль дефектов» и «ноль запасов».

. Систему канбан практически невозможно реализовать в полном объеме без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, отвергающей философию неизбежности барка в любом технологическом процессе.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.