В рейтинге значимости тем, связанных с проблематикой франчайзинга, как показывают опросы, лидирующее положение занимает этика. Выделяют пять типовых случаев, связанных с этикой и ее нарушениями во франчайзинге.
ПЕРВОЕ. Самый распространенный случай - когда франчайзи под любым благовидным предлогом закрывает франшизный договор и открывает собственный бизнес под другим брендом. И с этим бороться очень сложно.
Например, нашумевший случай с брендом «Крошка-картошка», когда в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге взяли эту франшизу, всему научились, а потом создали фирму под другим именем.
ВТОРОЕ. Франчайзор завышает показатели доходности при продаже франшизы либо дает опрометчивое обещание: за год вернешь свои деньги. Дает очень неточные данные, предполагаемые результаты в том или ином варианте. Потенциальный франчайзи покупает бизнес, и на практике видит, что не все так замечательно, как было обещано.
ТРЕТЬЕ. Франчайзор завышает величину единовременного платежа или платежей за специализированное оборудование и очень скоро после совершения сделки теряет интерес к франчайзи, т.е. франчайзор заинтересован получить первоначальный, единовременный платеж. А далее он может использовать в своем бизнесе какое-то эксклюзивное оборудование, которое только у него может купить франчайзи или только через него. Франчайзи на этом и попадается: покупает оборудование, платит большой первоначальный взнос, а потом оказывается: никто в нем не заинтересован. Франчайзинг же характерен тем, что это надежный бизнес. Когда франчайзи платит первый взнос, а затем роялти, он фактически платит за НАДЕЖНОСТЬ, за то, что ему гарантируют надежный бизнес.
ЧЕТВЕРТОЕ. Компания применяет модный термин - франчайзинг для своего сетевого бизнеса. При этом не ведет бизнес по системе франчайзинга, используя только название.
ПЯТОЕ. При купле-продаже готового бизнеса декларируется большая, иногда «самая большая» база данных по франшизным предприятиям. На деле в базе имеется 2-3 франшизных компании.
Легко заметить, что принцип экономической целесообразности и социальная ответственность бизнесмена во многих ситуациях могут оказаться противоположно направленными векторами поведения и, следовательно, не всегда легко совмещаются. Франчайзинг является партнерским бизнесом, поэтому в его системе так важны вопросы соблюдения этических норм поведения сторон.
|