Оценка – одна из сложных категорий обыденной жизни, философии, педагогики, психологии, менеджмента – реализуется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека, в ходе осуществления которых он познает окружающий мир и самого себя. В словаре Ожегова дано следующее определение: «Оценка – мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении и т.д, кого-либо, чего-либо. Оценка есть универсальное свойство субъекта, благодаря которому он из всего многообразия окружающего мира выбирает те объекты, которые являются для него ценностно-значимыми, необходимыми для существования.
Оценка предполагает наличие некой нормативной модели (ситуации, явления, процесса) и фактической, реальной ситуации (явления или процесса). Рис.1.
Первая оценка служит эталоном, а вторая – объектом. Сравнение происходит с помощью специальных методов, приемов, и процедур. Но сравнивать эталон и объект в целом часто представляется невозможным, поэтому в них выделяются некоторые параметры, характеристики, показатели, которые отражают сущность объекта. В дальнейшем именно они сравниваются друг с другом.
Оценивание – это процесс получения оценки, включающий подготовку, выбор предмета и субъекта оценки, ее интерпретация и использование полученных результатов.
Таким образом, в широком смысле оценка, как процесс представляет собой комплекс мероприятий подготовительного характера: обоснование выбора объекта, предмета (какие факты, характеристики, показатели или значения подлежат оценке), субъекта оценки (кто оценивает), выбор методов и инструментов оценки (с помощью чего происходит измерение состояния предмета оценки), формирование технологии и процедур оценки (каким
фактическая
| |
нормативная |
|
методы |
|
показатели |
|
показатели |
|
| | | | | |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|