Использование стандартных форм для оценки рабочего поведения подчиненных позволяет не только лучше решать комплекс задач, связанных с повышением эффективности труда персонала, но и одновременно развивать у руководителей навыки анализа и установления причинно-следственных связей между рабочим поведением и рабочими результатами подчиненных.
Оценка персонала через управление по целям основано на постановке целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени (месяц, квартал, год). (Таблица 1.6).
Управление по целям как метод оценки работников предполагает широкое использование объективных показателей, таких, как объем продаж, прибыль в рублях, количество рекламаций и др.
Использование управления по целям при оценке работы полезно тем, что позволяет как оцениваемым, так и оценивающим лучше понять цели, критерии и стандарты, в соответствии с которыми оценивается их работа, и на основании каких показателей будет определяться достигнутый прогресс.
Основными элементами управления по целям являются:
- постановка целей; планирование работы; текущий контроль; оценка достигнутых результатов и подведение итогов.
Главным в процессе управления по целям является то, что постановка целей, планирование работы и подведение итогов осуществляются в ходе совместных обсуждений (консультаций) руководителя и подчиненных. Использование управления по целям в качестве оценочной процедуры позволяет повысить уровень мотивации и личной ответственности исполнителей.
Управление по целям - это сложный процесс, включающий в себя ряд этапов и предполагающий учет множества факторов, которые оказывают влияние на достижение поставленных целей.
Из всех этапов процесса управления по целям, наибольшее значение имеют этап постановки целей и этап подведения итогов, так как именно эти этапы дают руководителю основную информацию, позволяющую оценить работу его подчиненных (таблица 1.7).
Таблица 1.6
Основные элементы управления по целям
Основные элементы |
Содержание |
Постановка целей |
Формулировка долгосрочных стратегических целей
Формулировка конкретных задач, стоящих перед всей организацией
Определение целей подразделения
Определение задач каждого работника |
Планирование работы |
Установление основных этапов выполнения работы
Разработка плана конкретных мероприятий по реализации поставленных целей
Выявление потребности в обучении
Ресурсное обеспечение |
Текущий контроль |
Разработка и внедрение процедур контроля
Разработка механизмов коррекции нежелательных отклонений в работе
Установление механизма обратной связи |
Оценка достигнутых результатов и подведение итогов |
Определение процедуры подведения итогов при завершении работы
Оценка общей эффективности |
|