Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Классификации функций управления
Функции управления - это те относительно самостоятельные (специализированные) участки, которые обособляются в управлении в процессе его специализации. [2]
Функции управления - это особый вид управления для решения задач, выработке системы связей и отношений.
Существует множество классификаций функций управления среди них есть: Единые функции - общие, сквозные функции управления для всей системы; Специфические функции - конкретные функции применительно к отдельным подсистемам управления.В общем виде выделяют два наиболее важных типа классификации функций управления:
с позиции субъекта управления (самого управления);
с позиции объекта управления.
Рис.1. Классификация функций управления
С позиции субъекта управления.
Классификация функций управления, отражающих субъект управления, включает два основных вида функций:
.Функции, отражающие стадии управления.
. Функции, отражающие структуру субъекта управления (см. рис. 1).
С позиции объекта управления
Классификация функций управления, отражающих объект управления, включает пять основных видов функций:
. Функции, отражающие структуру управления.
. Функции, отражающие уровни управления.
. Функции, отражающие стадии процесса управления
. Функции, отражающие составные элементы процесса управления.
. Функции, отражающие параметры процесса управления (см. рис. 1).
Системы функций в управлении
Отдельные подсистемы и субъекты управляющей системы имеют свои специфические (только им присущие) функции, на которые идут основные усилия и затраты, но они носят вторичный характер. В управлении специфические задачи должны решаться с помощью основных единых функций.
Главный критерий классификации функций управления - фактор времени.
Автором первой развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Главным критерием классификации он выбрал фактор времени и функции в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль. В дальнейшем эти стадии уточнялись, но их основой оставалось трехзвенное деление: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование, моделирование и программирование), оперативное управление (организация, координация, распорядительство, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль) (рис. 2).
Рис. 2 Схема системы функций в управлении
Функции оперативного управления
Функции оперативного управления включают организацию, координацию, мотивацию и распорядительство.
Стремление к «красивой» структуре системы управления без учета реальных перспектив ее использования не оправдано.
Организация - формирование рациональной оргструктуры фирмы для достижения поставленных целей с минимумом затрат.
Адаптивная оргструктура - способность отражать изменение целей фирмой и приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Организация включает четыре подфункции:
· -формирование субъекта и объекта управления;
· -организационное воздействие субъекта на объект управления;
· -формирование рациональной организационной структуры управления;
повышение адаптивности оргструктуры к изменениям внешней среды.
Координация
- взаимодействие субъекта и объекта управления, внутренних подразделений и рабочих групп по горизонтали и по вертикали, то есть по функциональным зонам и по уровням управления (функциональная и линейная департаментизация). В теории управления существуют многочисленные механизмы формальной координации.
Распорядительство
- передача информации от субъекта к объекту управления: прямая связь в системе управления.
Мотивация
предполагает наличие обратной связи в системе управления, побуждение субъектом управления объекта к действию, реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.
Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.4). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|