Понятие «конкурентоспособность» следует различать в узком и широком смысле.
В узком смысле оно раскрывает количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров. Чем ниже средние индивидуальные затраты на товары и выше их потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя [2, с. 5].
К важнейшим факторам конкурентоспособности предприятия следует отнести степень развития инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка, устойчивость и стратегию развития, оптимальность затрат на производство, уровень рентабельности производства [1, с. 6].
Устойчивость предприятия в рыночных условиях должна учитывать необходимость постоянного обновления производственных процессов, обеспечивать непрерывность формирования нового качества поставляемой продукции. В данной связи устойчивым развитием предприятия можно назвать такое, при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая стабильность его экономики и укрепление конечных позиций. Предприятие обладает долгосрочной устойчивостью, если темпы его развития соответствуют темпам развития рынка, и краткосрочной устойчивостью, если обеспечивается надежная платежеспособность. Инновационная активность предприятия характеризуется темпами инноваций и количественно может определиться как произведение относительных частных индексов: индекса инновационной затратоёмкости (отношение объема инновационных затрат к объему продаж), индекса обновления (доля новой продукции в общем объеме выпуска), индекса новизны (средневзвешенная степень инновационности продуктов). Чем больше у предприятия конкурентных преимуществ и выше качественные характеристики продукции, тем более благоприятные предпосылки оно имеет в торгово-сбытовой деятельности [1, с. 7].
Под конкурентоспособностью в широком смысле понимается количественная и качественная характеристика показателей, определяющих социально-экономическое развитие страны и потенциал дальнейшего ее роста и совершенствования. Действующий в течение многих лет исследовательский и издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам конкурентоспособности в одном из обзоров определяет конкурентоспособность как способность поддерживать высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста ВВП в расчете на душу населения в постоянных ценах. Индекс конкурентоспособности для каждой страны рассчитывается как: средневзвешенный из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов, которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно показывают, по их мнению, наибольшее воздействие на долгосрочный экономический рост. В частности, это открытость, финансы, конкуренция, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Такой подход можно назвать статическим.
Каждый из названных факторов обобщает показатели, характеризующие положение в соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей. Показатель «институциональная среда» используется для сопоставления стран по степени надежности правовых и общественных институтов, включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника [2, с. 5].
Наибольший интерес представляет оценка потенциала конкурентоспособности экономики на основе использования системы показателей, характеризующих качественное состояние основного, человеческого капитала, создаваемого продукта, а также перспектив их развитая. Данный подход, в отличие от традиционного, использующего стоимостные величины продукции, ее качества и обслуживания в эксплуатации благ, характеризующих локальность экономического развития, позволяет, опираясь на качественную характеристику главных факторов, предопределяющих конкурентоспособность экономики, раскрыть перспективы ее развития и обосновать социально-экономическую стратегию страны.
|