Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара и конкурентоспособность фирмы.
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенной продукции, обеспечивающих потребности покупателя (потребителя).
Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех как на внутреннем, так и внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнейшие из которых - издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
Конкурентоспособность продукции на специфицированном уровне исследования определяется, как ее способность быть в большей степени востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса товарами.
Все методы, позволяющие производить количественную оценку конкурентоспособности товара, подразделяются на два вида: априорный, то есть позволяющий оценить будущий потенциал, и апостериорный, или текущее состояние конкурентоспособности, определяемое на основе фактических данных.
Конкурентоспособность предприятия - это способность создавать и производить товары, которые по своим характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем аналогичные товары конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке:
характеристика производимого продукта;
технико-экономические характеристики условий производства и сбыта - производительность труда, производственные и общие издержки, ресурсоемкость, технический уровень производства и др.;
характеристики конкурентных преимуществ товаров и услуг - цена, объем продаж и его динамика, прибыльность.
Для оценки конкурентоспособности предприятия используют следующие характеристики:
способность осуществлять эффективную производственную и коммерческую деятельность;
высокий уровень репутации на рынке;
способность осуществлять на высоком уровне инновационную деятельность;
способность оперативно реагировать на происходящие изменения на внешнем рынке;
стабильное финансовое положение.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного товара производителя и конкурента как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [4, с. 105].
|