Более двухсот лет назад, в 1776 году, Адам Смит в фундаментальном труде "Благосостояние народов" (Wealth of Nations) выдвинул пять основных принципов, согласно которым некоторые профессии должны оплачиваться выше других. Профессия пилота, как средоточие ответственности за безопасность полетов, критический участок имиджа авиакомпании, и сейчас может быть тестирована по этим принципам.
Приведу полный цикл образования командира тяжелого ВС: общеобразовательная школа, колледж, профессиональное летное образование, авиационный (аэрокосмический) вуз. Затем профессиональная периодическая подготовка. В последние годы заметна тенденция к обучению по интенсивным программам. В современных авиакомпаниях существует сильная интеграция летных специальностей. Цикл должностей "бортинженер - второй пилот - командир" (капитан - 1 -и помощник - 2-й помощник) может повторяться для каждого пилота при перемене авиакомпании и переучивании. Но в последние десятилетия стандартизация абсолютизирует статус командира при перемещениях.
Зарплата пилота очень сильно зависит от опыта, типа ВС, авиакомпании. Так, в американских авиакомпаниях в начале карьеры на комьютерных линиях пилот получает 15-20 тысяч USD в год. Спустя многие годы на длинномагистральных самолетах годовой доход - на порядок больше. Для зарубежных авиакомпаний очень показательны поздняя отставка и уход на пенсию пилотов с профессиональным долголетием 30 - 40 и более лет.
Наиболее типичные для пилота после отставки роли - техническая обслуживающая функция: "или летает, или подметает". Очень немногие пилоты находят себя в новом деле, новом бизнесе. Еще меньше - в творческой среде. Профессия пилота вычерпывает все ресурсы, без остатка. По моим многолетним наблюдениям, если пилот не оставил летную работу до 40-летнего возраста, его шансы реализовать себя в новой деятельности почти нулевые.
Основными параметрами установления систем зарплаты и вознаграждения в современных авиакомпаниях являются тип воздушного судна и служебная позиция. Дополнительное влияние оказывает размер авиакомпании, системы пенсионных начислений типа 401К или ESOP и устанавливаемые медицинские и социальные льготы. Ежегодный рост зарплаты составляет около 6%, что на 3% опережает индекс потребления Consumer Price Index. Повременные дневные ставки летных специалистов находятся в зависимости от вышеперечисленных параметров и составляют 200-700 USD.
|