Социально-психологические проблемы

Кадровый кризис летных кадров. Причиной дефицита и избытка на рынке летных кадров является одновременное воздействие нескольких факторов:

1. дерегулирование деятельности авиакомпаний;

2. рост воздушных перевозок;

. рост флота эксплуатируемых ВС и инвестирования в ожидании открытия новых авиалиний;

. демографические влияния: большая часть пилотов, начавших карьеру после второй мировой войны и до 1960-х годов, заканчивает ее в возрасте 55-60 лет.

На самом деле то, что называют кадровым кризисом, являете более серьезным явлением и имеет зловещее наименование "эрозия профессионализма". Есть факты. Общий налет пилотов, допущенных к управлению тяжелыми ВС, снизился в 2-3 раза. Стандарты допуска подгоняются под реалии. Можно сделать вывод, что кадровый кризис, с одной стороны, снижает профессионализм, но сильно увеличивает общую мотивацию и удовлетворенность трудом, происходит демократизация управления. С другой стороны, избыток кадров ведет к усилению стандартизации и профессионализма - автократного управления авиакомпанией.

Притеснения. В последние 10-15 лет социальные психологи во всем мире исследовали давно существующие проблемы, которые не находили до сих пор формализованных описаний. Речь идет о притеснениях в деловых отношениях. Притеснения (harassments) различают трех видов:

1. мобинг (mobbing) - целенаправленные психологические воздействия на человека в деловом окружении в виде скрытых издевательств, травли с целью подавления воли;

2. социокультурные и этнокультурные притеснения, в том числе по национальному, расовому признакам;

. сексуальные притеснения (sexual harassments).

Женщины в составе летного персонала. Рассматриваемая проблема относится к социальной психологии малых групп - взаимоотношениям полов в производственных структурах. Назрела настоятельная необходимость в привлечении внимания исследователей к важнейшей стороне деятельности летных экипажей, мужчин и женщин, работающих длительное время во временной и пространственной аритмии, в ограниченных и замкнутых сферах (салон, кабина), нередко в экстремальных ситуациях. Данная проблема заслуживает самого пристального и серьезного внимания и изучения как с точки зрения безопасности, так и экономики, и права.

Присутствие стюардессы на борту в настоящем авиабизнесе более чем естественно. Женщина-пилот вызывает внимание кратно больше пилота-мужчины.

Вместе с тем эти две профессии имеют и собственные, и общие проблемы, разное соотношение в численности персонала авиакомпании. В средней авиакомпании число стюардесс примерно вдвое больше числа пилотов. В авиакомпаниях - членах ALPA в 1986 г. насчитывалось 384 женшины летной профессии - капитанов, вторых пилотов и бортинженеров. Это составляет примерно около одно процента от всего летного персонала. Намного больше, около 10 процентов, участвует женщин в авиационных видах спорта.

В профессиональных стандартах и программах ALPA права служащих разного пола закреплены государственными законодательными актами. Случаи судебных исков нередки, и издержки, как конкретного виновника, так и компании, составляют большие суммы, поэтому авиакомпания, заинтересованная в сохранении своего имиджа, выполняет ряд предупредительных мер. Наиболее эффективным средством считается обучение персонала. В стандартах и инструкциях подчеркивается разница в действиях, ведущих к напряжению, и к коммуникативным служебным действиям. Таким образом:

·

ограничение женского труда в летных специальностях оправдывается низким уровнем обшей экологии летной деятельности: пространственно-временной аритмией, скачкообразными нагрузками, преждевременным износом организма и низким уровнем технологии в целом;

·

степень участия женщин в традиционных мужских профессиях - это показатель развития, гармонии, совершенства человеко-машинных систем и показатель развитости общества в телом;

·

проблемы взаимоотношения полов в контексте производственной деятельности требуют тщательного исследования и соответствующих организационных и правовых решений.

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.