Кадровый кризис летных кадров. Причиной дефицита и избытка на рынке летных кадров является одновременное воздействие нескольких факторов:
1. дерегулирование деятельности авиакомпаний;
2. рост воздушных перевозок;
. рост флота эксплуатируемых ВС и инвестирования в ожидании открытия новых авиалиний;
. демографические влияния: большая часть пилотов, начавших карьеру после второй мировой войны и до 1960-х годов, заканчивает ее в возрасте 55-60 лет.
На самом деле то, что называют кадровым кризисом, являете более серьезным явлением и имеет зловещее наименование "эрозия профессионализма". Есть факты. Общий налет пилотов, допущенных к управлению тяжелыми ВС, снизился в 2-3 раза. Стандарты допуска подгоняются под реалии. Можно сделать вывод, что кадровый кризис, с одной стороны, снижает профессионализм, но сильно увеличивает общую мотивацию и удовлетворенность трудом, происходит демократизация управления. С другой стороны, избыток кадров ведет к усилению стандартизации и профессионализма - автократного управления авиакомпанией.
Притеснения. В последние 10-15 лет социальные психологи во всем мире исследовали давно существующие проблемы, которые не находили до сих пор формализованных описаний. Речь идет о притеснениях в деловых отношениях. Притеснения (harassments) различают трех видов:
1. мобинг (mobbing) - целенаправленные психологические воздействия на человека в деловом окружении в виде скрытых издевательств, травли с целью подавления воли;
2. социокультурные и этнокультурные притеснения, в том числе по национальному, расовому признакам;
. сексуальные притеснения (sexual harassments).
Женщины в составе летного персонала. Рассматриваемая проблема относится к социальной психологии малых групп - взаимоотношениям полов в производственных структурах. Назрела настоятельная необходимость в привлечении внимания исследователей к важнейшей стороне деятельности летных экипажей, мужчин и женщин, работающих длительное время во временной и пространственной аритмии, в ограниченных и замкнутых сферах (салон, кабина), нередко в экстремальных ситуациях. Данная проблема заслуживает самого пристального и серьезного внимания и изучения как с точки зрения безопасности, так и экономики, и права.
Присутствие стюардессы на борту в настоящем авиабизнесе более чем естественно. Женщина-пилот вызывает внимание кратно больше пилота-мужчины.
Вместе с тем эти две профессии имеют и собственные, и общие проблемы, разное соотношение в численности персонала авиакомпании. В средней авиакомпании число стюардесс примерно вдвое больше числа пилотов. В авиакомпаниях - членах ALPA в 1986 г. насчитывалось 384 женшины летной профессии - капитанов, вторых пилотов и бортинженеров. Это составляет примерно около одно процента от всего летного персонала. Намного больше, около 10 процентов, участвует женщин в авиационных видах спорта.
В профессиональных стандартах и программах ALPA права служащих разного пола закреплены государственными законодательными актами. Случаи судебных исков нередки, и издержки, как конкретного виновника, так и компании, составляют большие суммы, поэтому авиакомпания, заинтересованная в сохранении своего имиджа, выполняет ряд предупредительных мер. Наиболее эффективным средством считается обучение персонала. В стандартах и инструкциях подчеркивается разница в действиях, ведущих к напряжению, и к коммуникативным служебным действиям. Таким образом:
·
ограничение женского труда в летных специальностях оправдывается низким уровнем обшей экологии летной деятельности: пространственно-временной аритмией, скачкообразными нагрузками, преждевременным износом организма и низким уровнем технологии в целом;
·
степень участия женщин в традиционных мужских профессиях - это показатель развития, гармонии, совершенства человеко-машинных систем и показатель развитости общества в телом;
·
проблемы взаимоотношения полов в контексте производственной деятельности требуют тщательного исследования и соответствующих организационных и правовых решений.
|