Реинжиниринг бизнес-процессов - методология, разработанная для проведения усовершенствования бизнес-процессов организации, а также сам процесс проведения такого усовершенствования.
Формально термин «реинжиниринг» определен Хаммером, Давенпортом и Шортом в двух статьях в 1990 году. Термин получил широкую известность в 1993 году после публикации книги Хаммера и Чампи «Реинжиниринг корпораций - манифест революции в бизнесе».
Фактически же реинжиниринг использовался задолго до этого, в том числе и в Советском союзе, но не осознавался как таковой, и имел отличные от современных формы своего осуществления.
В специальной литераторе до сих пор существует некоторая путаница в терминологии. Одни говорят о реинжиниринге БП, другие - об оптимизации БП, третьи - об их улучшении, понимая под этим примерно одно и то же. Следует внести некоторую ясность. Под реинжинирингом в «узком» смысле мы будем понимать революционное изменение БП организации, направленное на глобальные улучшения. Под усовершенствованием будем понимать эволюционный процесс постепенных локальных улучшений в БП. Но в обоих случаях речь идет о преобразовании бизнес-процессов организации с целью их улучшения. Поэтому, применяя термин «реорганизация» либо «реинжиниринг» в его широком смысле, будем говорить о процессе преобразования БП вне зависимости от подхода, который мы к такому преобразованию применяем.
Рассмотрим чуть подробнее отличия реинжиниринга от усовершенствования с точки зрения их характеристик, сведенные в таблицу.
Реинжиниринг |
Усовершенствование |
Редко повторяющаяся операция |
Постоянный процесс |
Фундаментальные, качественные улучшения |
Небольшие количественные улучшения |
Глобальные улучшения |
Локальные улучшения |
Революционный процесс |
Эволюционный процесс |
Возникает вопрос: а почему вообще речь идет о реорганизации бизнес-процессов? Ведь если бизнес приносит определенную прибыль, значит все идет хорошо, и незачем что-то менять? Но мы и не говорим о том, что предприятие только и будет тем заниматься, что реорганизовывать свои бизнес-процессы до наступления полного счастья и благоденствия. Мы исповедуем прагматичный подход. Следует трезво оценить и сопоставить затраты ресурсов на проведение реорганизационных мероприятий, и эффект от реорганизации, после чего сделать соответствующие выводы.
Однако существует ряд факторов, которые так или иначе побуждают предприятие реорганизовать свои бизнес-процессы:
· внедрение новой корпоративной информационной системы;
· слияние, разделение, либо иное преобразование организаций;
· необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000;
· необходимость подготовки к финансовому аудиту;
· необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством;
· необходимость снижения затрат, длительности операционных циклов, уровня ошибок и т.п.
Не все из этих факторов очевидны, поэтому требуется дать некоторые пояснения.
Фактор |
Комментарий |
Внедрение новой корпоративной информационной системы |
«Автоматизируйте хаос, и вы будете совершать ошибки со скоростью несколько миллионов операций в секунду». Необходимо избавиться от неоптимальностей в процессах, прежде чем их автоматизировать. Кроме того, в КИС, как правило, уже заложена определенная бизнес-логика, к которой имеет смысл привести и реальные процессы на предприятии. |
Слияние, разделение, либо иное преобразование организаций |
Необходимо спроектировать и внедрить новые бизнес-процессы, которые соответствуют изменившейся ситуации: изменения в организационной структуре, распределении функций, сложившихся технологиях работы, корпоративной культуре и взаимодействия персонала. |
Необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000 |
Необходимо внести изменения в сложившиеся бизнес-процессы, связанные с контролем качества не только продукции, но и самих процессов. Кроме того, все бизнес-процессы , согласно требованиям стандарта, должны быть документированы. |
Необходимость подготовки к финансовому аудиту |
Необходимо навести определенный порядок в финансовом документообороте, привести учетные процессы в соответствие с учетной политикой, и т.д. |
Необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством |
Действительно, определенные требования государства и потребителей , которые требуется учитывать, находят свое отражение и в бизнес-процессах предприятия (Например, требуется гибкий подход к комплектации заказа для потребителя в соответствии с его требованиями) |
Необходимость снижения затрат, длительности операционных циклов, уровня ошибок и т.п. |
Это одна из наиболее существенных и очевидных причин для проведения реорганизации бизнес-процессов. Процессы требуется перестроить таким образом, чтобы снизить затраты, повысить качество и т.п. Это непосредственно отразиться на прибыли предприятия |
|