Реинжиниринг и усовершенствование бизнес-процессов

Реинжиниринг бизнес-процессов - методология, разработанная для проведения усовершенствования бизнес-процессов организации, а также сам процесс проведения такого усовершенствования.

Формально термин «реинжиниринг» определен Хаммером, Давенпортом и Шортом в двух статьях в 1990 году. Термин получил широкую известность в 1993 году после публикации книги Хаммера и Чампи «Реинжиниринг корпораций - манифест революции в бизнесе».

Фактически же реинжиниринг использовался задолго до этого, в том числе и в Советском союзе, но не осознавался как таковой, и имел отличные от современных формы своего осуществления.

В специальной литераторе до сих пор существует некоторая путаница в терминологии. Одни говорят о реинжиниринге БП, другие - об оптимизации БП, третьи - об их улучшении, понимая под этим примерно одно и то же. Следует внести некоторую ясность. Под реинжинирингом в «узком» смысле мы будем понимать революционное изменение БП организации, направленное на глобальные улучшения. Под усовершенствованием будем понимать эволюционный процесс постепенных локальных улучшений в БП. Но в обоих случаях речь идет о преобразовании бизнес-процессов организации с целью их улучшения. Поэтому, применяя термин «реорганизация» либо «реинжиниринг» в его широком смысле, будем говорить о процессе преобразования БП вне зависимости от подхода, который мы к такому преобразованию применяем.

Рассмотрим чуть подробнее отличия реинжиниринга от усовершенствования с точки зрения их характеристик, сведенные в таблицу.

Реинжиниринг

Усовершенствование

Редко повторяющаяся операция

Постоянный процесс

Фундаментальные, качественные улучшения

Небольшие количественные улучшения

Глобальные улучшения

Локальные улучшения

Революционный процесс

Эволюционный процесс

Возникает вопрос: а почему вообще речь идет о реорганизации бизнес-процессов? Ведь если бизнес приносит определенную прибыль, значит все идет хорошо, и незачем что-то менять? Но мы и не говорим о том, что предприятие только и будет тем заниматься, что реорганизовывать свои бизнес-процессы до наступления полного счастья и благоденствия. Мы исповедуем прагматичный подход. Следует трезво оценить и сопоставить затраты ресурсов на проведение реорганизационных мероприятий, и эффект от реорганизации, после чего сделать соответствующие выводы.

Однако существует ряд факторов, которые так или иначе побуждают предприятие реорганизовать свои бизнес-процессы:

· внедрение новой корпоративной информационной системы;

· слияние, разделение, либо иное преобразование организаций;

· необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000;

· необходимость подготовки к финансовому аудиту;

· необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством;

· необходимость снижения затрат, длительности операционных циклов, уровня ошибок и т.п.

Не все из этих факторов очевидны, поэтому требуется дать некоторые пояснения.

Фактор

Комментарий

Внедрение новой корпоративной информационной системы

«Автоматизируйте хаос, и вы будете совершать ошибки со скоростью несколько миллионов операций в секунду». Необходимо избавиться от неоптимальностей в процессах, прежде чем их автоматизировать. Кроме того, в КИС, как правило, уже заложена определенная бизнес-логика, к которой имеет смысл привести и реальные процессы на предприятии.

Слияние, разделение, либо иное преобразование организаций

Необходимо спроектировать и внедрить новые бизнес-процессы, которые соответствуют изменившейся ситуации: изменения в организационной структуре, распределении функций, сложившихся технологиях работы, корпоративной культуре и взаимодействия персонала.

Необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000

Необходимо внести изменения в сложившиеся бизнес-процессы, связанные с контролем качества не только продукции, но и самих процессов. Кроме того, все бизнес-процессы , согласно требованиям стандарта, должны быть документированы.

Необходимость подготовки к финансовому аудиту

Необходимо навести определенный порядок в финансовом документообороте, привести учетные процессы в соответствие с учетной политикой, и т.д.

Необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством

Действительно, определенные требования государства и потребителей , которые требуется учитывать, находят свое отражение и в бизнес-процессах предприятия (Например, требуется гибкий подход к комплектации заказа для потребителя в соответствии с его требованиями)

Необходимость снижения затрат, длительности операционных циклов, уровня ошибок и т.п.

Это одна из наиболее существенных и очевидных причин для проведения реорганизации бизнес-процессов. Процессы требуется перестроить таким образом, чтобы снизить затраты, повысить качество и т.п. Это непосредственно отразиться на прибыли предприятия

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.