Различается три направления карьеры:
1. профессиональное;
2. внутриорганизационная;
3. организационная.
Первое направление касается профессионального развития и деятельности и характеризуется стадиями обучения, приема на работу, профессионального роста, повышения квалификации, которые работник может проходить в разных организациях, каждый раз оставаясь верным своей профессии, например бухгалтера или инженера.
Второе направление реализуется внутри одной организации по вертикали или горизонтали. Вертикальное продвижение по службе наиболее часто отождествляется с понятием карьеры, потому что оно более очевидно. Горизонтальное перемещение означает ротацию. Карьера в этом случае состоит в том, что изменяется статус самой организации, а так же расширяется сфера полномочий в рамках занимаемой должности.
Внутри организации существует особая, центростремительное продвижение. Под такой карьерой понимается доступ к первым лицам организации, движение к верхушке власти.
Третье направление означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода в другую организацию. Оно является противоположностью планирования карьеры по принципу пожизненного найма, которое распространено в Японии. Данное направление характерно для условий переходных экономик и экономического кризиса, но только для уверенных в себе менеджеров без собственности [1. с. 110].
Во всех случаях индивидуальное планирование карьеры означает разработку собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных и трудовых позиций, а так же поведение, направленное на их достижение. Если у менеджера есть план карьеры, не ограничивающийся одной организацией, уверенность в себе, то это уменьшает страх перед сокращением рабочих мест, боязнь быть уволенным.
Чтобы успешно спланировать карьеру, надо полагаться в основном на свои собственные силы, знания и самоконтроль. В этом случае учеба и самостоятельная работа становятся своеобразной «греблей против течения». Планирование означает выбор того течения, против которого следует грести. В условиях экономически сложного времени сделать такой выбор не легко еще и потому, что в организации где работает менеджер, может не быть ни каких «течений». В этом случае необходимо использовать аналогичные ситуации складывающиеся в других организациях.
|