Одно из основных достижений современной науки об управлении и, прежде всего, школы научного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы.
А это означает, что процесс принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельный управленческий акт. Однако предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки рекомендаций функции принятия управленческих решений стали лишь после возникновения современной науки об управлении.
Как известно, исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX века. Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.
В 50-60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др.
В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений. Например, в определении исследования операций находим: «исследование операций является прикладной наукой, применяющей все известные научные методы для решения специфических проблем, являющихся в данном случае основой для принятия решений исполнительным органом».
Встречаются два определения теории принятия решений:
· расширенное. В расширенном определении принятие решение отождествляется со всем процессом управления.
· узкое. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.
Многие авторы не соглашаются с узким определением теорий принятия решений, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является и генерирование альтернативных вариантов решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в середине XX века управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет, прежде всего, тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения.
Но есть и существенные различия. Это, прежде всего, тот факт, что исследование операций и другие науки об управлении оперируют, преимущественно, с количественными данными, критериями и оценками. Специалисты всегда понимали, что для принятия решений ограничиться только количественными данными невозможно. Однако, в последующем, исследование операций и другие, упомянутые выше, науки сконцентрировали основное внимание на математических (количественных) аспектах решения управленческих задач.
Так, центральное место в них заняло использование научного метода, включающего наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию, системная ориентация и использование принципа моделирования.
Широко использовались физические, аналоговые, имитационные и математические модели. Наиболее известны модели теории игр, отражающие конкурентную ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов принятого управленческого решения, модели теории очередей или оптимального обслуживания, модели управления запасами, линейного программирования, экономического решения. Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень, разработаны на ее основе эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.
|