Менеджмент, т.е. управление предприятием означает, прежде всего, поиск технических, экономических, производственных, социально-психологических проблем, выработку и реализацию комплекса мер по их предотвращению или устранению. Следовательно, процесс управления - это процесс реагирования руководителя на постоянно возникающие проблемы и новые возможности.
Таким образом, можно считать, что центральное место в процессе управления занимает принятие управленческого решения. От того, насколько принятые решения оказываются своевременными и эффективными, подчас зависит судьба самого предприятия. Значит, деятельность любой организации представляет собой непрерывный процесс разработки и реализации различных управленческих решений. Управленческое решение составляет основу процесса управления.
Согласно учебнику Веснина В.Р., принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация (например, разница между фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получить желаемый результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятия управленческого решения. Поскольку для одной и той же проблемы обычно существует несколько его вариантов, возникает непростая задача выбора наиболее подходящего. Кроме того, решением можно считать:
- последовательность действий по достижению поставленной цели;
нечто отражающее такое достижение (объект, состояние и др.);
психологическую реакцию на раздражитель;
управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и регламентирующий те или иные действия, состояния, изменения и проч.
В последнем случае решение содержит постановку целей и описание средств их достижения и служит основой организации практической деятельности людей. В зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется.
В последнее время появились подходы, которые рассматриваются как универсальное средство решения всех сложных проблем. Наибольшую известность среди них получил системный подход.
В соответствии с этим подходом Берлин С.И. выделил следующие этапы разработки управленческих решений или проблем:
выяснение задачи и выбор цели;
перечисление или изобретение альтернатив;
- анализ альтернатив;
- выбор наилучшего решения;
представление результатов. (2, c. 21)
Между тем, управленческое решение - это решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управленческую деятельность человеческими ресурсами, производственную и обслуживающую деятельность, формирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование и коммуникации с внешней средой. Также это совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач (3, с. 39).
Но решения, как результат умственной деятельности человека, приводящие к какому либо выводу и необходимым действиям, могут иметь диапазон: от необдуманного решения до детально рассчитанного.
В разработке управленческих решений различают их различные основы или сущности. Так, экономическая сущность управленческого решения в технологии разработки проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого управленческого решения требуется финансовые, материальные и другие затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет предприятию прямой или косвенный доход, а ошибочное решение - убытки. Организационная сущность управленческого решения в технологии разработки проявляется в том, что к этой работе привлекается персонал. Стало быть, для эффективной разработки необходимо сформировать работоспособный коллектив, выработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу.
|