А сложность воспроизведения самих ресурсов и способностей позволяет фирме удерживать свое конкурентное преимущество в течение длительного периода времени.
Оригинальное, особо эффективное сочетание уникальных ресурсов и способностей фирмы называется ключевой компетенцией.
В ресурсной концепции происходит изменение сути конкурентной стратегии фирмы - переход от реактивной стратегии к проактивной, т. е. фирма больше не адаптируется к специфике внешней среды, а опережает конкурентов путем создания, удержания и развития специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ - ключевых компетенций.
Концепция ключевых компетенций была предложена Г. Хамелом и К.К. Прахаладом. Все материальные и нематериальные ресурсы фирмы могут быть трансформированы в ключевые компетенции.
Под ключевыми компетенциями организации обычно понимают оригинальную комбинацию ресурсов (материальных и человеческих), которые позволяют компании добиваться рыночного успеха, или предоставлять потребителям фундаментальные выгоды.
Уникальное сочетание материальных и нематериальных ресурсов фирмы (технических, финансовых, маркетинговых, человеческих, информационных), определяет ее ключевые компетенции, которые, в свою очередь, являются основой для создания устойчивых конкурентных преимуществ.
По Г. Хамелу и К.К. Прахаладу, ключевые компетенции - это области деятельности организации, которые наиболее важны для нее, в которых она добилась относительного совершенства, и которые создают фундаментальную ценность для клиентов; это комплексы способностей и технологий, позволяющие предприятию обеспечить ценность для потребителей и являющихся основой для развития и расширения деятельности.
Рис. 4. Взаимосвязь интеллектуального капитала и ключевых компетенций
Носителем ключевых компетенций является персонал фирмы, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками, мотивацией, то есть человеческий капитал компании.
Необходимой инфраструктурой развития ключевых компетенций выступает совокупность человеческого и организационного капитала: взаимосвязь особых навыков, умений персонала и инновационных технологий, коммуникационных и информационных систем предприятия, корпоративной культуры и других факторов.
Критериями развития ключевых компетенций фирмы является рост потребительского капитала, удовлетворенность и лояльность клиентов, инвестиционная привлекательность компании.
Итак, с точки зрения нематериальных ресурсов (интеллектуального капитала) ключевые компетенции основываются на совокупности человеческого и организационного капитала и результируются в потребительском капитале фирмы.
И в то же время человеческий, организационный и потребительский капитал являются составными частями интеллектуального капитала фирмы, то есть, ключевые компетенции как базируются на интеллектуальном капитале фирмы, так и вносят свой вклад в его развитие.
|