Согласно Майклу Портеру, основой эффективности на уровне выше среднего в отрасли является устойчивое конкурентное преимущество.
На рис. 7 представлена его модель Конкурентного преимущества.
Два основных типа конкурентного преимущества по Портеру:
1. Лидерство по затратам (Cost Leadership) (низкие затраты)
2. Дифференциация (Differentiation)
Эти два вида можно рассматривать в широком или узком форматах, результатом чего является третий вид жизнеспособной конкурентной стратегии:
3. Фокусирование (Focus)
Рис. 7. Модель Конкурентного преимущества Портера
Конкурентное преимущество Лидерство по затратам (Cost Leadership) предполагает:
· Достижение Лидерства по затратам означает, что фирма намеревается стать производителем с низкой себестоимостью в своей отрасли.
· Лидер по затратам должен достигнуть паритета или, по крайней мере, приблизиться к основе дифференциации, даже если он полагается на лидерство по затратам в качестве конкурентного преимущества.
· Если больше чем одна компания пытаются достичь Лидерства по затратам, это обычно пагубно для отрасли.
· Часто достигается благодаря экономии от масштаба.
Дифференциация (Differentiation) как вид конкурентного преимущества предполагает:
· Достижение Дифференциации означает, что фирма стремится к тому, чтобы быть уникальной в своей отрасли по ряду параметров, которые высоко ценятся покупателями.
· Такая компания не может игнорировать свою ситуацию с издержками. Во всех областях, которые не влияют на ее дифференциацию, она должна пытаться снизить затраты; в области дифференциации затраты должны быть, по крайней мере, ниже, чем ценовая премия, которую она получает от покупателей.
· Областями дифференциации могут быть: продукт, дистрибуция, продажи, маркетинг, сервисные услуги, имидж, и т.д.
Фокусирование (Focus) как вид конкурентного преимущества предполагает:
· Достижение Фокуса означает, что фирма намеревается стать лучшей в сегменте или группе сегментов.
· Существует 2 варианта фокусирования: Фокус на затратах и Фокус на дифференциации.
Застрявший по середине (Stuck in the middle) :
· Обычно характеризуется прибыльностью на уровне ниже среднего в сравнении с отраслью.
· Все же, привлекательные доходы возможны, если и до тех пор, пока отрасль в целом сохраняет большую привлекательность.
· Проявление отсутствия выбора.
· Особенно опасно для Focusers, которые достигли успеха и после этого начали пренебрегать своим фокусом. Они должны изыскивать другие фокус ниши. А не компрометировать свою фокус стратегию.
|