Системный подход в современной интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и т. п. является для экономики изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако системный подход из-за его сложности в экономике применяется редко.
Системный подход - это совокупность методов, используемых при изучении объектов инновационной деятельности в виде системы.
Система представляет собой два элемента:
- внешнее окружение - вход системы; выход системы; связь с внешней средой; обратная связь;
- внутренняя структура - это связанные между собой компоненты, которые способствуют влиянию субъекта управления на предмет управления, т. е. преобразуют вход в выходы для получения цели системы.
В социально-экономической системе она представлена научным сопровождением подсистемой; целевой подсистемой; обеспечивающей подсистемой; управляемой подсистемой; управляющей подсистемой.
Вход системы - это все необходимое фирме для производства инновации. Органы управления обеспечивают конкурентоспособный вход системы при помощи маркетинговых исследований и выбора конкурентоспособных поставщиков.
Главные цели выхода системы - это создание конкурентоспособности изделий и услуг на внешнем и внутреннем рынках и получение в результате этого прибыли. Конкурентоспособность выхода системы основывается на высоком качестве стратегических маркетинговых изучений.[12, 13]
Связь с внешней средой:
- макросреда - это международные, правовые, политические, экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические, природно-климатические, культурные факторы;
- инфраструктура - это система отраслей региона;
- микросреда - это непосредственные конкуренты фирмы, выпускающие аналогичную продукцию;
- обратная связь системы - требования, рекламации клиентов, новая информация от потребителей, новые сведения об инновациях.
Подсистема научного сопровождения включает:
- научные подходы - маркетинговый, функциональный, системный, структурный, административный, поведенческий, ситуационный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, количественный;
- функции - это стратегический маркетинг, планирование, организация, мотивация, регулирование, учет, контроль;
- методы - побуждения и принуждения, сетевые, анализ, прогнозирование.
Целевая подсистема системы содержит портфель новшеств; портфель инноваций. Обеспечивающая подсистема - это определение объемов, сроков и времени, средств, нужных для осуществления целей целевой подсистемы. Управляемая подсистема включает стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическую подготовку новшеств; производство; сервис. Управляющая подсистема включает управление персоналом; определение управленческого решения; координацию при реализации проекта. [14]
|