Кадровая подсистема инфраструктуры региональной инновационной системы Вологодской области

Кадровую подсистему можно разделить на следующие составляющие: подготовка управленческих кадров, подготовка лиц, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и повышение квалификации кадров.

Основу кадровой подсистемы инфраструктуры РИС формируют высшие учебные заведения, ведущие подготовку и переподготовку квалифицированных кадров. Количество высших учебных заведений Вологодской области составляет 22, из них 6 государственных, 7 филиалов государственных высших учебных заведений, 1 негосударственный ВУЗ, 8 филиалов негосударственных высших учебных заведений.

Номенклатура специальностей, по которым ведется подготовка студентов в государственных ВУЗах области, преимущественно сориентирована на потребности в кадрах крупных промышленных предприятий региона. Всего в регионе по данным 2009 г. ведется обучение по 116 специальностям 45315 студентов.

Подготовка специалистов в ВУЗах области в разрезе направлений специальностей ведется следующим образом:

- техническую специальность получают 46,4 % студентов ВУЗов;

- гуманитарную - 35,5 %;

- экономическую - 15,4 %;

- агробиологическую - 2,7%.

Выпуск студентов составил 8372 человека по следующим направлениям и группам специальностей в 2009 г.:

- технические специальности - 2059 чел. (25,4%);

- гуманитарные специальности - 2842 чел. (33,7);

- экономические специальности - 2817 чел. (33,3);

- агробиологические специальности - 654 чел. (7,6%).

Для того чтобы развивать инфраструктуру РИС, необходимо наличие квалифицированных управленческих кадров, способных управлять инновационными процессами, обеспечивать внедрение новых технологий на предприятиях.

В регионе только Вологодский государственный технический университет осуществляет подготовку управленческих кадров для инновационно - активных предприятий. Таким образом, необходимо поддерживать и развивать направления кафедры «Управление инновациями и организация производства» со специализациями инновационный менеджмент, инженерное и техническое обеспечение управления инновациями.

Численность аспирантов в Вологодской области с 2000 г. постоянно увеличивается и по данным на 2009 г. составила 795 человек, выпуск из аспирантуры - 152 человека. Динамика числа аспирантов представлена на рисунке 2.5.

Рис.2.5 - Численность аспирантов в Вологодской области

Численность докторантов в 2009 г. составила 11 чел., выпуск из докторантуры 3 чел., что является одним из наиболее высоких показателей за прошедшие 10 лет. Динамика числа докторантов представлена на рисунке 2.6.

Рис.2.6 - Численность докторантов в Вологодской области

В рамках дополнительного образования в области в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. №774 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. №177 реализуется президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в виде Государственного плана.

Таким образом, кадровая подсистема должна включать развитую систему образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров в сфере экономики. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в области, свидетельствует о недостаточном развитии кадровой подсистемы.[4]

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.