•стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой (разновидностью отмеченной стратегии являются: стратегия разворота - отказ от неэффективного использования ресурсов и поиск новой стратегии;
•стратегия отделения - продажа структурного подразделения или выделение его в самостоятельную организацию;
•стратегия ликвидации - распродажа активов).
Рисунок 7 - Структура общих стратегий
Типология стратегий по влияющим на ее разработку факторам основана на определении, что на формирование стратегии в разной степени оказывают влияние пять групп факторов:
- выражение воли руководства;
- реализация коллектива;
- рациональное управление;
- построение конкурентных преимуществ;
- отношения с окружающей средой
Содержание каждого фактора представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 - Пять основных факторов, влияющих на формирование стратегии
Типология стратегий, разработанная Н.Н. Треневым, основана на специфике роста организации и заключается в следующем (рисунок 9):
. Стратегия слабого роста:
поддержание статус-кво;
оборона;
фокусировка на ограниченной или специальной возможности.
. Стратегия ухода;
стратегия сильного роста:
поглощение конкурентов;
слияние с конкурентами;
вертикальная интеграция;
географическое расширение;
диверсификация.
Рисунок 9 - Основные стратегии
Стратегии обороны и поддержания статус-кво можно назвать еще стратегиями стабильности. Их недостатком является то, что в условиях динамично изменяющейся внешней среды организация отказывается от использования новых возможностей и не принимает в расчет появление новых угроз.
Таким образом, можно утверждать, что стратегия стабильности эффективна лишь в случае относительно стабильной внешней среды.
Стратегия фокусирования на ограниченной или специальной возможности применяется в присутствии сильных конкурентов
и основана на усилении и использовании какого-либо специфического свойства организации или фактора внешней среды.
Стратегия ухода, которую также называют стратегией сокращения, применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой.
Стратегия сильного роста предполагает перспективность рынка и направлена на увеличение доли организации на рынке и (или) его захват.
Самое удачное определение стержневой компетенции дано К. Прахаладом и Г. Хэмелом: стержневые компетенции являются коллективным знанием организации, направленным на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино множественных технологических потоков.
Стержневая компетенция должна:
- обеспечить компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках;
- повысить значимость продукта в глазах покупателя по сравнению с его конкурентным аналогом;
- иметь свойства, которые не воспроизводимые конкурентами.
Стержневые компетенции и отличительные способности компании помогают понять, как организация может создать качества, обеспечивающие ей превосходные результаты деятельности и определить, где именно компания может применять свои компетенции и способности.
Рассмотрим факторы, которые следует учитывать в процессе создания новых стержневых компетенций или развития уже имеющихся.
Отношение покупателей. Покупатели должны знать, что компетенция, способности и продукция компании лучше, чем подобные атрибуты ее конкурентов, поэтому и стоят дороже. Большая роль в данном случае отводится репутации компании.
Уникальность. Стержневые компетенции должны быть уникальными для компании и обладать такими свойствами, которые не могут быть воспроизведены конкурентами. У данных компетенций не должно быть подделок.
Непрерывное совершенствование. Стержневые компетенции, продукция и услуги должны постоянно совершенствоваться и обновляться, чтобы компания всегда была впереди конкурентов.
Особое значение имеет обновление процессов и продукта.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|