Человек, выбирая профессию, как бы "проецирует" свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.
Анализ научных исследований позволил выделить три основные шкалы классификации мотивов: осознанности - неосознанности, врождённости - приобретённости, качественной характеристики.
Бессознательное и сознательное в мотивации. Мотивация - это сумма всех мотивов человека, совершающего то или иное действие. Мотивы могут быть смешанными. Они бывают осознанными и неосознанными. Зигмунд Фрейд выделил - стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим, эдипов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное влечение. Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним. Альфред Адлер считал главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию возникшего в раннем детстве чувства неполноценности.
Врождённое и приобретенное в мотивации: Многие детерминанты человеческой активности уходят корнями в предысторию человека. это безусловно-рефлекторные компоненты поведения. Часто их называют инстинктами. Среди них следует выделить: пищевое, половое и родительское поведение, исследовательские инстинкты, обучение и научение, агрессивность и избегание, доминирование и иерархия, сопереживание, инстинкт свободы.
Качественная характеристика мотивов: В качественном отношении выделяют три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Общая схема основных потребностей представлена на рис.2 (см. приложение 2).
В ряде работ ведущую роль при рассмотрении мотивации поведения человека исследователи приписывают факторам необходимости, долженствования, воли.
|