Сторонником формирования мотиваций к труду через стремление к реализации потребностей является американский социолог А. Маслоу, разработавший шкалу потребностей. Согласно этой шкале человек поднимается от одной потребности к другой. После того, как цель достигнута, актуальность первой потребности теряется, возникает другая и так далее. Таким образом, человек мотивирует своё отношение к труду в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
Материальные, интеллектуальные и социальные потребности у А.Маслоу расположены в виде пирамиды. Первая группа потребностей объединяет физиологические потребности (семья, жилище, пища, одежда). Эти потребности основополагающие и А.Маслоу располагает их в основании пирамиды. Вторая группа, объединяющая экзистенциональные потребности (безопасность, комфорт, предсказуемость условий существования личности и членов его семьи), располагается на второй ступени. Третья группа потребностей носит социальный (общественный) характер и включает стремление быть членом общества, иметь определённые социальные связи, соответствующее личности общение. Четвёртая группа потребностей выражает стремление индивидуумов к обеспечению самоуважения, признания, достижения определённого статуса, получения выражений одобрения. На вершине пирамиды потребностей личности располагается пятая группа потребностей - самовыражение, самоактуализация, самореализация.
Автором другой теории мотивации труда, стал социолог Херцберг, утверждающий, что только два фактора влияют на мотивацию труда. Первый фактор - условия труда, величина заработка, льготы, социальный статус, гарантии занятости (при этом факторе хорошо работается, но воздействие на него (изменение его) не ведёт к росту производительности труда). Второй фактор - ответственность и возможность принимать решения. Это условие продвижения по службе, положительная оценка достижений, содержание работы. Данный фактор заставляет человека работать продуктивно и производительно.
Третьей известной теорией мотивации поведения человека является теория ожидания, утверждающая, что мотивации к труду формируются на основе ожиданий, что данный труд приведёт к удовлетворению потребностей и именно данная работа даёт наивысшую вероятность успеха.
Роль личных интересов и мотиваций трудового поведения проявляется через потребности. Потребности формируют интересы, интересы формируют мотивы, мотивы формируют установки.
В обществе с рыночной экономикой существенно различаются мотивации деятельности работников наемного труда и предпринимателей. Мотивация работников к труду определяется на рынке труда, где работник и предприниматель имеют противоположные намерения, следовательно, и мотивации. Работник стремится получить при своей квалификации работу более высокооплачиваемую, в то время как предприниматель стремится получить работу такой же квалификации за меньшую цену.
|