Лидер - это человек, ведущий себя в соответствии со своей ролью - не более того, не менее того. Это поведение предполагает выполнение задания и решение социальных проблем группы. Но существует множество подходов к определению роли лидера и процесса лидерства.
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером).
Лидер - это человек, обладающий легитимной властью или правом влияния. Лидера можно назначить, он может появиться в процессе группового взаимодействия, или же члены группы могут его выбрать. ( Fujishin, 1997, p. 112).
Лидерство - положение, обязанности лидера. ( Большой толковый словарь, ст. 496).
Таблица
Термин |
Определение |
Лидерство англ. Leader |
Управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. |
Лидеры - это люди. Лидерство - это действия лидеров. И снова два положения:
Лидерство - это процесс воздействия на задачу и социальную сферу группы с целью помочь ей достигнуть своей цели. ( Fujishin, 1997, p. 112).
Лидерство можно определить как межличностное влияние, протекающее в определённых условиях и управляемое через процесс коммуникации, направленное на достижение определённой цели или целей. Лидерство всегда включает в себя попытки лидера (влияющего) воздействовать (влиять) на поведение последователя (объект влияния) или последователей в определённой ситуации. (Tannenbaum, Weschleler & Massarik, 1961, p. 24).
Как мы видим, существует большое количество определений лидерства, поэтому трудно дать общее определение, с которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношения лидерства проявляются всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-то проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов людей. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит задача распределения ресурсов (материальные, финансовые, пищевые, информационные и т.д.). Такое широкое понимание лидерства, которое может затрагивать все сферы общественной жизни (политику, экономику, культуру, науку и т.д.), также микро- и макроуровни взаимодействия людей , позволяет охватывать формальные и неформальные организации, но не даёт чёткого и однозначного определения лидерства.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами лидера являются:
1 видение ситуации в целом;
2 способность к коммуникациям;
3 доверие сотрудников;
4 гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
|