Рассмотрим простейшую математическую модель конечной конфликтной ситуации, в которой имеется два участника и выигрыш одного равен проигрышу другого. Такая модель называется антагонистической игрой двух лиц с нулевой суммой. Игра состоит из двух ходов: игрок А выбирает одну из возможных стратегий , , а игрок В выбирает одну из возможных стратегий , . Каждый выбор производится при полном незнании выбора соперника. В результате выигрыш игроков составит соответственно и . Цель игрока А - максимизировать величину , а игрока В - минимизировать эту величину.
Матрица, составленная из величин
, , ,
называют платежной матрицей или матрицей игры. Каждый элемент платежной матрицы , , равен выигрышу А (проигрышу В), если он выбрал стратегию, , а игрок В выбирал стратегию , .
Пример1. В игре участвуют первый и второй игроки, каждый из них может записать независимо от другого цифры 1, 2 и 3. Если разность между цифрами , записанная игроками, положительна, то первый игрок выигрывает количество очков, равное разности между цифрами, и, наоборот, если разность отрицательна, то выигрывает второй игрок.
Если разность равна нулю, то игра заканчивается вничью.
У первого игрока три стратегии:
,,;
у второго игрока также три стратегии
Задача первого игрока - максимизировать свой выигрыш. Задача второго игрока - минимизировать свой проигрыш или минимизировать выигрыш первого игрока. Платежная матрица имеет вид
Задача каждого из игроков - найти наилучшую стратегию игры, при этом предполагается, что противники одинаково разумны, и каждый из них делает все, чтобы получить наибольший доход.
Найдем наилучшую стратегию первого игрока. Если игрок А выбрал стратегию , , то в худшем случае он получит выигрыш
|