предвидя такую возможность, игрок А должен выбрать такую стратегию, чтобы максимизировать свой минимальный выигрыш.
Величина a - гарантированный выигрыш игрока А называется нижней ценой игры. Стратегия , обеспечивающая получение выигрыша a, называется максиминной.
Аналогично определяется наилучшая стратегия второго игрока. Игрок В при выборе стратегии , в худшем случае получит проигрыш
Он выбирает стратегию , при которой его проигрыш будет минимальным и составит
Величина b - гарантированный проигрыш игрока В называется верхней ценой игры. Стратегия , обеспечивающая получение проигрыша b, называется минимаксной.
Фактический выигрыш игрока А(проигрыш игрока В) при разумных действиях партнеров ограничен верхний и нижний ценой игры. Для матричной игры справедливо неравенство a≤b.
Если a=b=n, т.е.
то выигрыш игрока А (проигрыш В) определяется числом n. Оно называется ценой игры. Если a=b=n, то такая игра называется игрой с седловой точкой, элемент матрицы , соответствующей пате оптимальных стратегий(), называется седловой точкой матрицы. Этот элемент является ценой игры.
Седловой точке соответствуют оптимальные стратегии игроков. Их совокупность - решение игры, которое имеет свойство: если один из игроков придерживается оптимальной стратегии игроков, то второму отклонение от своей оптимальной стратегии не может быть выгодным.
Если игра имеет седловую точку, то говорят, что она решается в чистых стратегиях.
Найдем решение игры рассмотренного выше примера:
a= - нижняя цена игры.
b= - верхняя цена игры.
Так как a=b=0, матрица игры имеет седловую точку.
Оптимальная стратегия первого игрока - , второго . Из таблицы видно что отклонение первого игрока от оптимальной стратегии уменьшает его выигрыш, а отклонение второго игрока от увеличивает его проигрыш.
Наличие седловой точки в игре - это далеко не правило, скорее, исключение. Существует разновидность игр, которые всегда имеют седловую точку, и, значит, решаются в чистых стратегиях. Это так называемые игры с полной информацией.
Игрой с полной информацией называется такая игра, в которой каждый игрок при каждом личном ходе знает всю предысторию ее развития, т.е.результат всех предыдущих ходов. (шахматы, шашки).
Теорема: Каждая игра с полной информацией имеет седловую точку и, значит, имеет решение в чистых стратегиях.
|