Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанным ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей [36, с. 118].
Анализ ролей предполагает рассмотрение и выполнения индивидуумами взятых на себя обязательств в определенных социальных ситуациях во взаимодействии с другими людьми. Аналогичные процессы формируют и содержание действий менеджеров, которые в свою очередь участвуют в определении обязанностей других сотрудников организации. Чтобы избежать двусмысленностей, мы используем терминологию, предложенную Д. Катцем и Р.Каном:
Роль – сумма ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную должность индивиду.
Ролевое множество – индивиды или институты, имеющие какие-либо ожидания по отношению к человеку [15, с. 137-138].
По роли в процессе управления управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).
Руководитель – это возглавляющий организацию работник, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер» («управляющий»).
Руководители организуют подготовку управленческих решений, принимают управленческие решения и контролируют их исполнение. Труд руководителя является самым сложным и ответственным в системе управления организацией.
Специалисты – работники, выполняющие функции управления, например, экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.
Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, например, секретари, машинистки, архивариусы, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени подвергается нормированию, чем другие категории.
В целом же все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий, что отражено на рисунке В.1 в приложении В [38, с. 69].
Руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Д.Катц и Р.Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинный поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки» [30, с. 164].
Ролевое поведение человека на производстве позволяет ему избрать способы взаимодействия с окружающими: или принять существующие в организации нормы поведения, цели и средства их достижения; или не принять их и выступить против данного коллектива. В зависимости от склада характера и типа темперамента ролевое поведение человека может быть охарактеризовано следующим образом [29, с. 57].
Г. Минцберг предложил собственную модель, в которой главные роли играют десять «актеров», образующих три «ансамбля»: межличностный, информационный и принимающий решения.
Межличностные роли возникают непосредственно из формальных полномочий и статуса менеджера и включают в себя отношения с другими индивидами как в организации, так и за ее пределами. В роли главы менеджер прежде всего является символом организации. Статус высшего руководителя требует от него выполнения социальных, официальных и церемониальных обязанностей, таких как приветствие очень важных персон, посещающих организацию, подписание официальных документов, награждение сотрудников по случаю ухода в отставку. Некоторые недооценивают важность выполнения такого рода обязанностей, однако они символизируют, что руководитель никогда не забывает о сотрудниках организации, ее клиентах и обществе.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|