Роль лидера определяет межличностные отношения менеджера с подчиненными, интеграцию нужд сотрудников и потребностей организации как условие эффективной работы. Менеджер стремится мотивировать подчиненных и принимает на себя ответственность за прием на работу, повышение квалификации и повышение по служебной лестнице. Данное положение должно находить постоянное подтверждение в большинстве видов деятельности, в которых принимают участие подчиненные, однако особое значение имеет роль лидера в формировании видения будущего компании.
Выступая в роли связующего звена, менеджер концентрирует внимание на отношениях за пределами организации, на создании основанной на взаимовыгодном удовлетворении интересов ее участников информационной сети, объединяющей клиентов, чиновников, поставщиков, потребителей. Для некоторых менеджеров, в частности сотрудников отдела сбыта, роль связующего звена является первостепенной и отнимает большую часть их времени и энергии.
Информационные роли. Играя роль лидера и связующего звена, менеджер получает доступ к ценной внутренней и внешней информации, превращаясь в своего рода нервный центр организации. Занимаясь информационными аспектами управленческой деятельности, менеджер исполняет три роли – наблюдателя, проводника и оратора.
Управленческие решения принято считать продуктом труда руководителя или зоной ответственности за намечаемые и предпринимаемые действия. В этой связи Г. Минцберг определил четыре роли менеджера – инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и лица, ведущего переговоры. Изменения, происходящие в организации, – это результаты инициативных действий или усилий со стороны менеджеров. Устранитель проблем имеет дело с ситуациями, которые возникают под влиянием самых различных и зачастую непредсказуемых обстоятельств. Менеджер является должностным лицом, за которым закреплены те или иные права по распределению ресурсов. Реализация этих прав требует принятия решения относительно определения и распределения ресурсов – по их видам, объемам, исполнителям и срокам. Лицо, ведущее переговоры, также может принимать решения, связанные с ответственностью за использование тех или иных ресурсов, – информационных, материальных, финансовых, человеческих и временных [50,html].
Таблица 1 – Роли руководителя по Минцбергу
Роль |
Описание |
Характер деятельности |
1 |
2 |
3 |
Межличностные роли |
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли |
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организации и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающего в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзор, беседы) |
Представитель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам |
Роль |
Описание |
Характер деятельности |
1 |
2 |
3 |
Роли, связанные с принятием решений |
Предприниматель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает “проекты по совершенствованию”, приносящие
изменения, контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|