Существенные проблемы в телеиндустрии связаны с образовательной деятельностью и профессиональной подготовкой кадров. Скорое создание большого количества новых телекомпаний привело к острейшей нехватке профессиональных кадров. Отсутствие профессиональных менеджеров привело к тому, что многие главные редакторы и директоры были вынуждены совмещать творческую деятельность с коммерческой. Количество людей, работающих в отрасли, за последние пятнадцать лет увеличилось в десятки раз. Они пришли в индустрию, движимые лишь энтузиазмом, без профессионального образования и практических навыков. Традиционные институты журналистского образования сложились задолго до рыночных реформ. Они и в большинстве своем дают знания и навыки, неприменимые на практике. Существующая система не могла, да и сейчас не может удовлетворить постоянно растущие потребности индустрии в трех основных категориях работников:
- журналистские кадры
технические специалисты,
профессиональные менеджеры.
Множество выпускников профильных высших учебных заведений проблемы с кадрами на рынке не решают. Большинство сотрудников, работающих сегодня в телекомпаниях, получили знания за счет переквалификации, самообразования, краткосрочного образования на семинарах. Поэтому их знания обрывочны, у них не хватает фундаментальных представлений о базовых понятиях конкретной специальности, нет широкого взгляда на индустрию.
Не легче и с образованием технических специалистов, без которых сегодня немыслимо функционирование телекомпаний. В телеиндустрии возникают новые специальности, которым нигде не обучают. Скорость перепрофилирования вузовских программ значительно отстает от скорости технологических преобразований в отрасли. Поэтому в телекомпаниях, технические специалисты которых не имеют навыков работы на современном оборудовании, дорогостоящие технические средства используются не по назначению или не выполняют всех своих функций.
Многие руководители телекомпаний недооценивают потребность в высокопрофессиональных кадрах для существующих и вновь создаваемых организаций телевидения. Медленное освоение индустриальных профессий, соответствующих мировым стандартам, тормозит развитие отечественного телевидения, увеличивая разрыв в освоении новых технологий.
Таким образом, в настоящее время большое количество сотрудников телекомпаний часто не имеют необходимой квалификации и профессиональной подготовки. Кроме того, даже подготовленный и профессиональный сотрудник, эффективно выполняющий только свою часть работы и не учитывающий ее функциональных связей с другими процессами, снижает способность компании быстро приспособиться к изменениям, а значит, подвергает риску стабильность и надежность управленческой системы. В ситуации неопределенности, которая характерна для творческого процесса, способность компенсировать нарушения в ходе выполнения задачи и готовность действовать нестандартно приобретают очень высокое значение.
По результатам исследования, проведенного «Открытым комитетом по медиаполитике», у 60% телекомпаний доля сотрудников, не имеющих высшего профильного или специального образования, составляет более 65%. Административно-управленческого персонала, имеющего высшее профильное образование, менее 20%.
Руководителями компаний и подразделений становились, как правило, журналисты, редакторы или технические специалисты. Но далеко не всегда хороший редактор или инженер может быть столь же успешным менеджером. Руководитель вынужден полагаться на личный опыт, интуицию и использовать навыки и умения, приобретенные в ходе работы над предыдущими телевизионными проектами. Однако каждый проект индивидуален, и параметры нового требуют иных подходов и методов управления, часто незнакомых бывшему журналисту.
Кроме того, в компаниях отсутствуют формализованные методики расчета потребности, поиска, отбора и обучения персонала. В оценке и подборе сотрудников руководители телекомпаний и подразделений часто руководствуются не критериями профессионализма и квалификации работников, а личными взаимоотношениями, сознательно идя на опасные компромиссы.
Перейти на страницу: 1 2 3
|