детальный анализ потребности в персонале (на основе текущих показателей работы компании в целом) и планирование численности;
контроль эффективности деятельности;
оптимизация бизнес-процессов;
управление движением персонала;
реализация профессиональных и творческих способностей работников;
объективная оценка результатов деятельности;
пересмотр системы оплаты труда и системы мотивации.
На планируемый период должны быть пересмотрены и согласованы с новыми целями и задачами компании все направления работы с персоналом:
подбор, наем и адаптация (внесение изменений в план мероприятий и документацию);
методики оценки и аттестации;
штатное расписание, кадровое делопроизводство;
обучение и развитие (перечень неотложных мероприятий);
работа с кадровым резервом;
системы внутренних коммуникаций (разработка процедуры мобилизации);
продвижение персонала;
системы материальной и нематериальной мотивации (адаптация к новым условиям);
максимальное использование (или создание, если их до сих пор не было) каналов внешней коммуникации;
поддержка корпоративной культуры.
На основе принятой руководством антикризисной HR-стратегии пересматриваются локальные HR-политики компании. HR-политика - это система принципов и норм в отношении определенных аспектов деятельности (вознаграждение, коммуникация, служебное продвижение и т. п.), позволяющих направить действия сотрудников на реализацию корпоративной стратегии. HR-политики эффективны тогда, когда все работники хорошо знают заложенные в них базовые принципы и нормы (соответствующим образом формализованные - описанные и закрепленные в корпоративных регламентах).
Первейшая задача попавшей в кризисную ситуацию компании - снизить расходы, в том числе и на персонал. При этом нужно взвешенно и рационально подходить к выбору кандидатур на увольнение, обсуждению уменьшения размеров и порядка выплаты доплат и надбавок, сокращению дополнительных льгот (бесплатные обеды, медицинское обслуживание и т. п.). Однако нельзя забывать, что спасти бизнес в трудное время могут только люди. Если сотрудники будут думать не о выполнении служебных обязанностей, а о поиске нового места работы, то произойдет катастрофическое снижение мотивации. В таком случае причиной гибели компании станут не экономические трудности, а бездарная управленческая политика.
Сейчас практически все организации пересматривают штатную численность: выявляют работников, в которых при нынешних условиях нет особой необходимости, а также пытаются перераспределить функционал среди оставшихся сотрудников, чтобы максимально эффективно их задействовать. Сокращения коснулись и самих эйчаров. Но даже если в компании сложилась настолько неблагоприятная ситуация, что иного выхода кроме массового сокращения людей нет, важно провести увольнения «по-человечески» - с минимальным ущербом для людей (как увольняемых, так и остающихся, чтобы сохранить их лояльность) и имиджа компании как работодателя.
В этот период особенно важно упрочить взаимопонимание и взаимодействие между основными направлениями бизнеса, отдельными структурными и функциональными подразделениями (финансы, производство, управление персоналом, ИТ, маркетинг, сбыт и т. д.). Для этого должны быть задействованы все возможности - корпоративные СМИ, личные встречи руководства с коллективом, электронные рассылки, корпоративный сайт, обращения топ-менеджеров и т. п. Типичным просчетом является недостаточное информирование людей (или безадресная информация, не доходящая до своих «потребителей»). Коллектив должен знать, в чем заключается суть антикризисной программы, почему изменена система вознаграждений, какие меры планируется предпринять в ближайшем будущем и что именно требуется от каждого человека на рабочем месте. Своевременная информация не только повышает доверие сотрудников к действиям руководства, но и облегчает проведение непопулярных решений.
Организовав эффективную коммуникацию с топ-менеджерами и предоставив людям полную информацию о проблемах компании, эйчар может сделать процесс увольнения менее болезненным. Руководители должны сообщить сотрудникам:
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|