История развития экскурсионной деятельности и специализированных организаций её управления на территории Республики Беларусь

В начале 1980-х гг. по территории Беларуси проходило девять всесоюзных маршрутов: по Беларуси и Литве (20 дней); Белорусскому озерному краю (20 дней); от Нарочи до Вильнюса на байдарках (19 дней) и др.

В этот период интенсивно развивался школьный туризм: насчитывалось 40 стационарных и сезонных баз школьников. Для многих сезонных туристических баз в сельских районах Беларуси в каникулярное время использовались средние школы, что позволяло органам народного образования без специальных капитальных затрат быстро увеличить число баз отдыха. Общая сумма мест в них достигала в летнее время 2700. Благодаря такому решению в Беларуси удалось включить практически все важные экскурсионные объекты республики в туристические маршруты, организуемые для школьников.

Всего к 1987 г. в системе туристическо-экскурсионных организаций Беларуси было разработано и проводилось примерно 1,5 тыс. экскурсий. Штатных и внештатных экскурсоводов только при Белсовете по туризму и экскурсиям насчитывалось более 3000 человек, а «Беларустурист» освоил 400 туристическо-экскурсионных маршрутов выходного дня. За 45 лет существования эта организация обслужила 140 млн. экскурсантов.

Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы. Повышение квалификации, как правило, велось в методических секциях, проводившихся дважды в месяц. Высокий уровень профессионализма, знаний и навыков, умение общаться с туристами выделяли белорусских экскурсоводов на просторах СССР. Минская школа славилась и за рубежом, в республику приезжали за опытом экскурсоводы из других стран.

Однако с началом перестройки повсеместное введение хозрасчета обернулось кризисом экскурсионного дела. Ранее деятельность любого бюро путешествий и экскурсий оценивалась по основным показателям: объему услуг, прибыли, человеко-дням, количеству экскурсантов. Последний показатель считался самым важным, от него зависел успех в социалистическом соревновании (нередко это подталкивало недобросовестных работников к припискам).

После перехода на хозрасчет количество экскурсантов перестали учитывать в общих подсчетах, сосредотачиваясь лишь на объемах и прибыли. Результат сказался быстро. Если в 1989 г. на экскурсиях побывало 10 млн. человек, то в 1990 г. - только 8 млн. Эти данные приблизительные, поскольку не анализировались как общее количество участников экскурсий, так и охват экскурсионными услугами отдельных групп населения (сельские жители, школьники, студенты). Но в том, что сокращение произошло, нет никаких сомнений.

Больше всего пострадали так называемые «дешевые» экскурсии, т.е. одно- и двухчасовые, пешеходные, предназначенные в основном для детей. Они всегда были материально не выгодны для бюро путешествий и экскурсий, но улучшали показатель количества экскурсантов, который в новые времена оказался бесполезен.

Невыгодно стало проводить и обзорные экскурсии (особенно в небольших городах) по причине их низкой стоимости. Резко сократились музейные экскурсии, так как люди погрузились в житейские проблемы и перестали ходить в музеи. Большинство бюро прекратили заниматься экскурсионной деятельностью, переключившись на то, что реально давало высокие прибыли - шоп-туры. Таким образом, в идеально отлаженной системе начались развал и хаос, духовные ценности уступили место чисто коммерческим интересам.

Первыми под сокращение попали методисты экскурсионных организаций, а когда сузилась экскурсионная тематика, настала очередь и экскурсоводов. Какое-то время бюро продолжали специализироваться на военно-исторической тематике, но жизнь потребовала пересмотреть направленность экскурсий. Популярными стали экскурсии в Жировичский монастырь, Полоцк, Троицкое предместье Минска, Мир и Несвиж. Однако по объективным причинам к началу 1990-х гг. в бюро практически не осталось методистов и экскурсоводов.

Высокая стоимость транспортных услуг, отношение общества к экскурсионной деятельности как к чему-то второстепенному, ограниченная реклама привели экскурсионное обслуживание за несколько лет к полному забвению.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.