В начале 1980-х гг. по территории Беларуси проходило девять всесоюзных маршрутов: по Беларуси и Литве (20 дней); Белорусскому озерному краю (20 дней); от Нарочи до Вильнюса на байдарках (19 дней) и др.
В этот период интенсивно развивался школьный туризм: насчитывалось 40 стационарных и сезонных баз школьников. Для многих сезонных туристических баз в сельских районах Беларуси в каникулярное время использовались средние школы, что позволяло органам народного образования без специальных капитальных затрат быстро увеличить число баз отдыха. Общая сумма мест в них достигала в летнее время 2700. Благодаря такому решению в Беларуси удалось включить практически все важные экскурсионные объекты республики в туристические маршруты, организуемые для школьников.
Всего к 1987 г. в системе туристическо-экскурсионных организаций Беларуси было разработано и проводилось примерно 1,5 тыс. экскурсий. Штатных и внештатных экскурсоводов только при Белсовете по туризму и экскурсиям насчитывалось более 3000 человек, а «Беларустурист» освоил 400 туристическо-экскурсионных маршрутов выходного дня. За 45 лет существования эта организация обслужила 140 млн. экскурсантов.
Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы. Повышение квалификации, как правило, велось в методических секциях, проводившихся дважды в месяц. Высокий уровень профессионализма, знаний и навыков, умение общаться с туристами выделяли белорусских экскурсоводов на просторах СССР. Минская школа славилась и за рубежом, в республику приезжали за опытом экскурсоводы из других стран.
Однако с началом перестройки повсеместное введение хозрасчета обернулось кризисом экскурсионного дела. Ранее деятельность любого бюро путешествий и экскурсий оценивалась по основным показателям: объему услуг, прибыли, человеко-дням, количеству экскурсантов. Последний показатель считался самым важным, от него зависел успех в социалистическом соревновании (нередко это подталкивало недобросовестных работников к припискам).
После перехода на хозрасчет количество экскурсантов перестали учитывать в общих подсчетах, сосредотачиваясь лишь на объемах и прибыли. Результат сказался быстро. Если в 1989 г. на экскурсиях побывало 10 млн. человек, то в 1990 г. - только 8 млн. Эти данные приблизительные, поскольку не анализировались как общее количество участников экскурсий, так и охват экскурсионными услугами отдельных групп населения (сельские жители, школьники, студенты). Но в том, что сокращение произошло, нет никаких сомнений.
Больше всего пострадали так называемые «дешевые» экскурсии, т.е. одно- и двухчасовые, пешеходные, предназначенные в основном для детей. Они всегда были материально не выгодны для бюро путешествий и экскурсий, но улучшали показатель количества экскурсантов, который в новые времена оказался бесполезен.
Невыгодно стало проводить и обзорные экскурсии (особенно в небольших городах) по причине их низкой стоимости. Резко сократились музейные экскурсии, так как люди погрузились в житейские проблемы и перестали ходить в музеи. Большинство бюро прекратили заниматься экскурсионной деятельностью, переключившись на то, что реально давало высокие прибыли - шоп-туры. Таким образом, в идеально отлаженной системе начались развал и хаос, духовные ценности уступили место чисто коммерческим интересам.
Первыми под сокращение попали методисты экскурсионных организаций, а когда сузилась экскурсионная тематика, настала очередь и экскурсоводов. Какое-то время бюро продолжали специализироваться на военно-исторической тематике, но жизнь потребовала пересмотреть направленность экскурсий. Популярными стали экскурсии в Жировичский монастырь, Полоцк, Троицкое предместье Минска, Мир и Несвиж. Однако по объективным причинам к началу 1990-х гг. в бюро практически не осталось методистов и экскурсоводов.
Высокая стоимость транспортных услуг, отношение общества к экскурсионной деятельности как к чему-то второстепенному, ограниченная реклама привели экскурсионное обслуживание за несколько лет к полному забвению.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|