по сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.
Все работники сферы материального производства подразделяются на две группы:
а. персонал, занятый в основной деятельности (в промышленности эти работники составляют промышленно-производственный персонал);
б. персонал, занятый в неосновной деятельности, или прочий персонал: к этой категории относится персонал непромышленных организаций, входящих в структуру предприятия.
Структура современной корпорации выглядит следующим образом:
· сотрудники корпорации;
· управленцы (менеджеры);
· акционеры;
· совет директоров, несущий полную ответственность за деятельность фирмы и принятые управленческие решения на уровне стратегии фирмы (15-20 человек);
· заинтересованные в функционировании фирмы группы или стороны.
Можно выделить существенные категории управленческого персонала для отечественных корпораций:
· руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители;
· руководители структурных подразделений предприятий, учреждений и организаций, главные специалисты;
· специалисты, осуществляющие экономические функции;
· специалисты по инженерно-техническому обеспечению производства;
· должности служащих (занятых учетом, контролем, оформлением документов, хозяйственным обслуживанием).
Решение задач полного и рационального использования трудового потенциала, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики корпорации. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу определения их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.
Формирование трудового потенциала начинается на этапе планирования численности персонала и профессионально-квалификационной структуры коллектива; успех формирования зависит как от качества планирования, так и от региональных особенностей расположения корпорации.
Процесс управления численностью и структурой персонала корпорации укрупненно показан на рис. 1.1.
Рис.1.1 Блок-схема-управления численностью и структурой персонала
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой корпорации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. В связи с этим становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри корпорации - работники, а за пределами - потребители продукции.
Изменение приоритетов предпринимательской деятельности - функционирования бизнеса своим существованием обязано обществу и должно нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом - привело к изменению принципов функционирования производства (табл. 1.1), что непосредственно сказалось и на работе с персоналом.
Таблица 1.1
Основные черты традиционных и современных принципов функционирования корпорации
Традиционные принципы |
Современные принципы |
Индивидуалистическая этика, имущественное право, самостоятельные решения |
Развитие социальной этики с упором на местное общество, коллективное участие и ответственность, социально-культурное воздействие на личное благосостояние. |
Личная выгода и процветание каждого - залог более высокого общественного благосостояния |
Необходимость согласованных общественных действий |
Подъем эффективности путем разделения труда и специализации |
Осознание предела социализации с позиции человеческой удовлетворенности |
Максимизация прибыли как единственная цель |
Прибыль является главной целью, но растет осознание социальных целей. Многоцелевая удовлетворенность |
Универсальный упор на выгодные и эффективные экономические достижения |
Упор на выгодность, эффективность и удовлетворение участников. |
Организация корпорации как закрытой системы |
Организация корпорации как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой. |
Реакция только на рынок и конкурентную среду |
Реакция на многие заинтересованные группы и социальные силы |
Подход к деятельности правительства с позиции правительства |
Понимание роли правительства в соответствии с общественными целями |
Человек стремится к использованию природы и господству над ней |
Жизнь в гармонии с природой и в подчинении ей |
Сильная связь использования экологических ресурсов с экономическим ростом |
Осознание пределов роста и действий для сохранения экологической целостности |
Неограниченное использование науки и техники. Взгляд на науку с позиции невмешательства и детерминизма |
Осознание предела науки и техники. Признание необходимости контроля над прикладным использованием техники. |
Сведения общественных ожиданий от корпорации к производству материальных ценностей и услуг |
Общество ждет от корпорации обращения к проблемам качества жизни в более широком смысле |
Изменение достижений корпорации прибылью |
Оценка корпорации по прибыли и показателям социальных результатов |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|