Сущность понятия «персонал», субъекты и объекты управления персоналом

по сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.

Все работники сферы материального производства подразделяются на две группы:

а. персонал, занятый в основной деятельности (в промышленности эти работники составляют промышленно-производственный персонал);

б. персонал, занятый в неосновной деятельности, или прочий персонал: к этой категории относится персонал непромышленных организаций, входящих в структуру предприятия.

Структура современной корпорации выглядит следующим образом:

· сотрудники корпорации;

· управленцы (менеджеры);

· акционеры;

· совет директоров, несущий полную ответственность за деятельность фирмы и принятые управленческие решения на уровне стратегии фирмы (15-20 человек);

· заинтересованные в функционировании фирмы группы или стороны.

Можно выделить существенные категории управленческого персонала для отечественных корпораций:

· руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители;

· руководители структурных подразделений предприятий, учреждений и организаций, главные специалисты;

· специалисты, осуществляющие экономические функции;

· специалисты по инженерно-техническому обеспечению производства;

· должности служащих (занятых учетом, контролем, оформлением документов, хозяйственным обслуживанием).

Решение задач полного и рационального использования трудового потенциала, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики корпорации. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу определения их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.

Формирование трудового потенциала начинается на этапе планирования численности персонала и профессионально-квалификационной структуры коллектива; успех формирования зависит как от качества планирования, так и от региональных особенностей расположения корпорации.

Процесс управления численностью и структурой персонала корпорации укрупненно показан на рис. 1.1.

Рис.1.1 Блок-схема-управления численностью и структурой персонала

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой корпорации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. В связи с этим становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри корпорации - работники, а за пределами - потребители продукции.

Изменение приоритетов предпринимательской деятельности - функционирования бизнеса своим существованием обязано обществу и должно нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом - привело к изменению принципов функционирования производства (табл. 1.1), что непосредственно сказалось и на работе с персоналом.

Таблица 1.1

Основные черты традиционных и современных принципов функционирования корпорации

Традиционные принципы

Современные принципы

Индивидуалистическая этика, имущественное право, самостоятельные решения

Развитие социальной этики с упором на местное общество, коллективное участие и ответственность, социально-культурное воздействие на личное благосостояние.

Личная выгода и процветание каждого - залог более высокого общественного благосостояния

Необходимость согласованных общественных действий

Подъем эффективности путем разделения труда и специализации

Осознание предела социализации с позиции человеческой удовлетворенности

Максимизация прибыли как единственная цель

Прибыль является главной целью, но растет осознание социальных целей. Многоцелевая удовлетворенность

Универсальный упор на выгодные и эффективные экономические достижения

Упор на выгодность, эффективность и удовлетворение участников.

Организация корпорации как закрытой системы

Организация корпорации как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой.

Реакция только на рынок и конкурентную среду

Реакция на многие заинтересованные группы и социальные силы

Подход к деятельности правительства с позиции правительства

Понимание роли правительства в соответствии с общественными целями

Человек стремится к использованию природы и господству над ней

Жизнь в гармонии с природой и в подчинении ей

Сильная связь использования экологических ресурсов с экономическим ростом

Осознание пределов роста и действий для сохранения экологической целостности

Неограниченное использование науки и техники. Взгляд на науку с позиции невмешательства и детерминизма

Осознание предела науки и техники. Признание необходимости контроля над прикладным использованием техники.

Сведения общественных ожиданий от корпорации к производству материальных ценностей и услуг

Общество ждет от корпорации обращения к проблемам качества жизни в более широком смысле

Изменение достижений корпорации прибылью

Оценка корпорации по прибыли и показателям социальных результатов

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.