Менеджеры корпорации как самостоятельная группа имеют значение только на менеджерской корпорации. Они в принципе заинтересованы в удовлетворении интересов долевых участников, которых они замещают. В крупных корпорациях, однако, существуют должности менеджеров - представителей наемных рабочих в контрольном совете. Наряду с этими производственными интересами менеджеры могут преследовать и собственные интересы (независимость, власть, признание, карьера).
Персонал (сотрудники) постоянно заинтересованы в надежности своего рабочего места, в возможно максимальной зарплате и социальных гарантиях, хороших условиях работы и согласии, а также в высоком престиже своей корпорации. Часто встречающимися мотивами являются также возможности профессиональной реализации своих способностей и личного признания. Интересы сотрудников защищаются также профсоюзами и органами представительства наемных рабочих на корпорации.
В наиболее общем виде понятие «персонал предприятия» охватывает всю совокупность наемных работников данного предприятия (корпорации), выполняющих совершенно определенные задачи.
Персонал корпорации - это совокупность физических лиц, состоящих с корпорацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица - собственники или совладельцы корпорации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности корпорации своим личным трудом.
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
1. необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития корпорации (фирмы);
2. количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
. определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием. Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать (Приложение 1.1).
Принципы руководства персоналом:
· возложение ответственности на каждого работника за его работу;
· каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
В управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий.
Первый подход связан с формированием человеческого капитала.
Второй подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.
Третий подход опирается на концепцию преданности корпорации, что приводит к созданию поведенческой модели корпорации.
Принципиальная схема управления персоналом приведена в Приложении 1.2.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат.
Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из Резерва, созданного в ходе набора.
Определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|