Оно является составной частью:
· личного планирования, которое кроме карьеры включает в себя отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую деятельность;
· управление самим собой, включающего самомативацию, самоконтроль, самоорганизацию;
· делового общения;
· техники личной работы, стиля лидерства;
· целей собственного развития [2. с. 55].
Все эти аспекты накладываются друг на друга, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированы (Приложение 4).
Потенциальный лидер стремится управлять собой, быть самому себе и менеджером, и авторитетом, и психологом. Он ориентирован на постановку и достижение личных целей, заботится о собственном развитии, а значит, и о карьере.
Человек как объект планирования собственной карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а также плюсы и минусы той внешней среды, в которой он действует.
Известное положение о том, что человек творит обстоятельства, а обстоятельства творят человека, имеет непосредственное отношение к планированию карьеры. В роли таких обстоятельств выступают конкретные ситуации, определяющие действия человека.
В середине карьеры (40 - 50 лет) возникают специфические проблемы:
1. резко изменяется структура мотивационных факторов, наступает этап «брожения»;
2. человек видит начало сужения собственных возможностей;
3. увеличивается число семейных забот.
В связи с этим ограничимся рассмотрением начала карьеры менеджера.
Наиболее типичные ситуации, определяющие условия начала карьеры, обусловлены следующими четырьмя группами факторов:
1. Характерные черты сотрудников, знакомых:
· уровень образования;
· потребности;
· отношение к риску, успеху, бизнесу;
· уровень интеллекта, компетентность.
2. Особенности поставленных перед самим собой или предписанных другими задач, выражающиеся в:
· степени из конкретизации и структуризации;
· плановой или стихийной природе;
· характере (творческие или рутинные);
· новизне и сроках выполнения.
3. Организационные условия:
· вид организационной структуры и размеры предприятия, на котором человек начинает свою карьеру;
· состояние формальных и особенно неформальных коммуникаций;
· степень выраженности и формы контроля;
· принципы делегирования полномочий;
· фирменный стиль управления;
· состояние выживания и успех на рынке.
4. Условия окружающей среды:
· ситуация материального избытка или недостатка;
· уровень безработицы, особенностей рынков рабочей силы, рабочих мест;
· степень социальной защищенности;
· политический строй;
· монархия, демократизация или диктатура;
· кадровая политика;
· господствующие в обществе оценки ценностей, плюрализм или преобладание одной идеологии.
Особое значение имеет форма собственности, наличие или отсутствие стартового капитала, опыта работы и образования. В зависимости от этих факторов, а так же от желания, личностных возможностей имеется два принципиально различных плана действий.
Первый из них предполагает работу на предприятиях государственной собственности или в органах государственного управления, а второй - на предприятиях частной собственности и путем создания собственного дела.
Чтобы стать предпринимателем, лучше всего организовать свой бизнес. Учредители фирм, акционерных обществ или брокерских контор уже самим фактором учредительства сделали первый шаг в планировании карьеры менеджера. Каждого предпринимателя можно считать менеджером, если он управляет своей организацией. Когда она становится крупнее, предприниматель нанимает менеджеров. Некоторые предприниматели могут не иметь склонности, желания или способностей к выполнению функции менеджера. Более того, часто выдающийся предприниматель не становится успешным менеджером. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадаются из-за плохого управления, а не из-за плохих предпринимательских идей. Поэтому на ряду с предпринимателями - собственниками есть те, кто не имел стартового капитала, а был приглашен в фирму для выполнения координации, контроля, маркетинга, организации снабжения производства или сбыта, т. е. менеджеры. Последние могут стать предпринимателями, если будут действовать решительно.
Перейти на страницу: 1 2 3
|