управленческий решение
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: неформальные, коллективные и количественные.
) Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные (эвристические) методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Такие модели используются в ситуациях, когда невозможно применение формальных аналитических методов. Сущность эвристических методов состоит в преобразовании одной сложной задачи в совокупность простых, поддающихся изучению математическими способами. Эвристическими моделями не решаются задачи оптимизации решений, но оценивается относительная пригодность конкретных стратегий с определёнными ограничениями. На основе построения модели логических связей в ходе рассуждений ЛПР может решать широкий класс задач.
Эвристические модели используются при выборе решений для разрешения ситуаций кратковременных и повторяющихся, а также сложных без надежды на использование при этом математического аппарата. Преимущество эвристических методов состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не защищают от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
) Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.
Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей.
Метод Дельфи - это многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Японская, так называемая кольцевая система принятия решений - «кингисё», суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
) Количественные методы принятия решения. В их основе лежит научно-практический подход, предлагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации. (19; 120)
В дополнение к вышеуказанным методам принятия управленческих решений существуют также методы, способные оказать помощь руководителю в выборе из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей степени соответствует поставленным целям. Этими методами являются платежная матрица и дерево решений, которые мы опишем ниже.
Платежная матрица - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Она учитывает неопределенный или вероятностный характер последствий принимаемых решений. Платежная матрица является простейшей разновидностью статистических моделей, что обусловливает ее широкую применимость в практике менеджмента. (20; 33) Использование данной модели дает надежные результаты при соблюдении следующих условий:
|