Прежде, чем ответить на вопрос, что же такое финансовый PR, по мнению автора, стоит коротко остановиться на определении PR в общем понимании. Единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая "Public Relations", не существует. Поскольку за последние 60 лет предлагалось множество самых разных толкований этого понятия, целесообразнее рассмотреть более лаконичное из них. Паблик рилейшнз, РR (Public relations, PR) - разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом [3, с.59].
Понятие "PR" (буквально - "публичные отношения", чаще переводят как "связи с общественностью") первоначально сформировалось в сфере бизнеса. Однако в наши дни оно чаще стало употребляться и для обозначения политической агитации. Существует несколько разновидностей PR-деятельности (они различаются в зависимости от целей пиара и в зависимости от того, на кого он направлен) [4, с. 163]. Приведем основные из них: работа со СМИ (паблисити, media relations); корпоративный PR (формирование имиджа компании); управление в кризисных ситуациях или кризис-менеджмент; отношения с персоналом (HR); отношения с властными структурами и местным населением (также называется взаимодействием с государственнымии органами, лоббизмом, политическим пиаром или GR); отношения в финансовой сфере (инвестиционный пиар или IR). Последняя сфера и будет для нас актуальна.
По мнению членов "Американского общества по связи с общественностью" PR в финансах определяется как: область связей с общественностью, которая через распространение информации влияет на взаимопонимание между владельцами акций и инвесторами, охватывая в общем финансовое положение и перспективы развития какой-либо компании, и включает в перечень своих основных целей улучшение отношений между корпорациями и их акционерами.
В странах с развитой рыночной экономикой финансовый пиар лидирует по количеству заказов и инвестиций в него. Каждое финансовое учреждение имеет собственную пиар-службу. Несмотря на это, такие учреждения нередко обращаются за помощью к внешним пиар-специалистам. Не все задачи по силам выполнить штатным работникам. Важной особенностью правильно организованного пиара является то, что это работа направлена не столько на сиюминутный результат, сколько на достижение долгосрочных выгод. Например, коммерческий PR приносит результаты в виде подписанных контрактов, правительственных льгот, новых инвестиций и т.п. спустя длительное время после проведения компаний, формирующих "хороший" имидж фирмы [1, с. 104].
История человечества полна различного рода аферами и махинациями, но никогда раньше нельзя было даже подумать, что однажды махинации станут узаконенным средством ведения хозяйственной деятельности. И вот в наше время это стало возможным.
При помощи методов, применяемых в сфере пиара, стало возможным не только осуществлять продвижение товара или создавать имидж новому продукту, но и раскручивать цену компании, не отвечающей требованиям финансовой состоятельности. Приведем пример, как это можно осуществить при помощи грамотной пиар-кампании. Допустим, акции нашей компании резко упали в цене из-за плохих финансовых показателей за год. Теперь ясно, что нам нужен кредит. Причем желательно надежный кредит, например под правительственные гарантии. В таком случае предполагаемая пиар-акция выглядит следующим образом. Первое. Заявляем в СМИ, что на наших предприятиях разработано нечто экстраординарное, не имеющее аналогов в стране. Это может быть продукт или технология, которую планируется ввести в эксплуатацию в ближайшие годы, но которой на данный момент нет. Второе. Ищем так называемую "говорящую голову" или "надувную куклу". Это может быть министр или видный чиновник, ничего не смыслящий в нашем производстве, но готовый лоббировать в правительстве наши интересы и повлиять на выдачу нам кредита. К тому же он должен быть готовым выступать публично в нашу пользу. При этом, естественно, сам он ничего не должен знать о реальном положении вещей. И третье. Осталось назначить день представления, пригласить на него нашу "голову" и показать ему производство во всей красе, объясняя при этом как можно меньше, и используя как можно больше специальных терминов. Все. Дело сделано. Осталось ждать очередного кредита, роста акций и финансовых показателей.
|