В информационном обществе жизненно важное значение приобретает культура поиска и восприятия информации, а также умение работать с ней. Посредниками между производителями информации и ее потребителями (пользователями) выступают библиотеки, которые являются наиболее крупными и авторитетными хранилищами информации. Важным направлением деятельности библиотек является обеспечение широкого доступа читателей к электронным ресурсам. В связи с этим на первый план выходит изучение готовности пользователей к взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умение пользоваться библиотекой в целом.
Находясь на практике в филиале государственного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» Любинского муниципального района, мною было проведено социологическое исследование «Уровень готовности муниципальных служащих к самостоятельной работе в автоматизированном режиме с электронными информационными ресурсами».
В исследовании приняли участие 40 служащих, среди которых специалисты с высшим образованием составили - 59%, студенты - дипломники - 41%. Служащим была предложена анкета с рядом вопросов:
· на выявление уровня информированности о новых информационных технологиях используемых библиотеками;
· выявление уровня владения ПК;
· готовность служащих к пополнению своих знаний и умений.
Анализ ответов на первый вопрос показал, что уровень информированности о новых информационных услугах библиотек невысок. О возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали 75% служащих, но обращались к ним для удовлетворения собственных потребностей только 25% служащих и 10% опрошенных не знали о новых возможностях библиотек.
На вопрос «Введение новых информационных технологий в библиотеки ускорило или наоборот только усложнило работу пользователей», 57% пользователей ответило, что благодаря этим нововведениям ускорилась работа в библиотеках, 25% ответили что введение новых технологий никак не повлияло на их работу в библиотеках, а 18% пользователей усложнило работу в библиотеках.
Данное исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными проблемами. Одной из них является низкий уровень осведомленности о возможностях поиска информации, в частности, преимуществ работы с БД.
На вопрос умеют ли служащие самостоятельно работать с ПК и нужен им компьютер при работе они ответили:
· умеют и желают самостоятельно работать на ПК - 71%;
· умеют, но не желают - 3,5%;
· не умеют, но желают - 22%;
· не умеют и не желают - 3,5%.
Эти результаты дают представление об отношении различных групп пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты, желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным ресурсам, являются более успешными в в своей работе т.к. в данное время почти все основывается на информационных компьютерных технологиях.
Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью для выработки стратегии поиска. Данное исследование показало, что большинство служащих умеют работать с ПК (71%), причем 40% из них считают себя опытными пользователями. По данным анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические наблюдения проведенные мной во время прохождения практики, что большинство пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного поиска информации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|