«Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» (Виханский, 1998).
Различный процесс разработки стратегии является процессом творческим, хотя на практике используются широко известные подходы, основные идеи которых изложены ниже.
Например, А. Томпсон и Дж. Стрикленд (1998) предлагают следующие основные этапы:
. формирование стратегического видения организации;
. постановка целей;
. разработка стратегии;
. реализация стратегии;
. оценка результатов и корректировка стратегического видения.
Ниже приводится рисунок 1, показывающий общую схему разработки стратегии (Лапыгин, 2004).
Рисунок 1 - Общая схема разработки стратегии (Лапыгин, 2004)
Б. Карлофф (1996) выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придающих ей специфические свойства:
. Корпоративная миссия, по формулировке которой можно судить о самой стратегии. С течением времени миссия устаревает, что вносит неопределенность в решения о направлениях конкурентной борьбы, средствах ее осуществления и т.п., и тогда встает вопрос о разработке нового ее варианта на основе анализа рыночного спроса и динамики общественных потребностей.
. Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные для фирмы способы ведения конкурентной борьбы (низкий уровень издержек, высокое качество и т.п.); считается, что они влияют на выбор стратегии в наибольшей степени.
Организация бизнеса, характеризующаяся способом деления фирмы на отдельные подразделения, их дифференциацией и интеграцией.
Продукция, выпускаемая фирмой, ее соответствие запросам и нуждам потребителей; особенности ее сбыта и послепродажного обслуживания.
. Ресурсы, которыми фирма располагает для инвестирования в различные сферы деятельности и текущего производства.
. Ожидаемые изменения структуры фирмы в результате приобретения или продажи ее предприятий, филиалов и т.п., осуществляемые с целью ее улучшения.
. Рынки и их границы, в основе которых лежат не только географические факторы, но и особенности продукции, и круг ее потребителей.
. Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, повышения деловой активности, развития научных исследований и разработок.
. Культура и компетентность управления, характеризующиеся уровнем притязаний, предприимчивости, способности к лидерству, отношением к людям, работе, успехам и неудачам (Карлофф, 1996).
Таблица 1
Примеры определений понятия «стратегия»
Определение стратегии |
Автор |
1. Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов |
А. Чандлер |
2. Стратегия - «всеобъемлющая ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов. Это фокус действий, представляющих собой «лучшую догадку» относительно того, что необходимо сделать для обеспечения долговременного процветания» 3. Стратегия как метод определения конкурентных целей организации |
М. ФалмерГарвардская школа бизнеса |
4. Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции. Суть стратегии состоит в том, чтобы выбрать то, от чего отказаться. Без компромиссов не было необходимости выбирать и, таким образом, не было необходимости в стратегии |
М. Портер |
5. Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней 6. Стратегия как детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе 7. «Стратегия вовсе не означает тщательно продуманную систему логически взаимосвязанного набора правил и процедур, позволяющих перейти от А к В и даже к С. В Японии под стратегией понимается готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления» |
И. Ансофф, Стейнер, П. Лоранж М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури Ч. Макмиллан |
8. Стратегия как паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое 9. Суть стратегии состоит в том, чтобы создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты смогут сымитировать те, которыми вы обладаете сегодня |
Дж.Б. Куинн Г. Хэмел К.К. Прахалад |
10. Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности |
А. Томпсон |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|