Источник: [6]
Из приведенных определений видно, что любая стратегии направлена, прежде всего, на разработку прогноза среды и прогнозных действий организации по адаптации к изменениям внешних условий.
В современной отечественной литературе тоже встречается множество довольно схожих формулировок этого понятия. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Стратегия - это совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения, определяющих направление действий на долговременную перспективу [16].
Стратегия - общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей [18].
Стратегия - это унифицированный, исчерпывающий, целостный план, . обеспечивающий выполнение основных задач (поставленных в рамках целей) [9].
В книге И.Н. Герчиковой [2] стратегия фирмы определяется как рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей. При этом, сущность ее выработки автор видит в выборе нужного направления развития из множества альтернативных вариантов и направлений производственно-хозяйственной деятельности по избранному пути.
О.С. Виханский и А.И. Наумов [1] рассматривают стратегию как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции фирмы в окружающей среде, приводящее ее к намеченным целям. Она дает ответ, каким способом, с помощью каких действий фирма может достичь своих целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения.
Г.Б. Клейнер в своей работе «Стратегии бизнеса: аналитический справочник» рассматривал различные решения, принимаемые в организации с точки зрения их отношения к стратегии. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, он разделял на три группы:
• процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»);
• процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»);
• процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»).
Пользуясь этой классификацией, он соответствующим образом структуризовал и решения, принимаемые на уровне руководства предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим (рисунок 2). Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования (создания, пополнения, изменения) потенциала, можно отнести к стратегическим. Наконец, решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы, можно было бы назвать суперстратегическими.
Рисунок 2 - Основные процессы производства и воспроизводства и классификация решений по управлению предприятием
Решения второго и третьего типов (стратегические и суперстратегические) объединяются общим термином «стратегические решения». [14]
Рассмотренный спектр отечественных определений понятия «стратегия» также показывает, что сущность стратегии - в разработке прогнозов среды и действий фирмы по адаптации организации к изменениям внешних условий. Значит стратегия - это прогнозная модель, что в явной форме сформулировано Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом [10] «стратегия - это принцип поведения или следования некой модели поведения». Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Определения стратегии организации
После раскрытия сущности понятий «стратегия», «стратегия организации» перейдем к рассмотрению сущности стратегического управления (рисунок 4).
Рисунок 4 - Базовое представление о стратегическом управлении. Источник: [6]
По своей сути стратегический подход к управлению предполагает ответ на три основных вопроса управления [16]:
. Чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния). Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целей . Таким образом создается некий идеал организации, к которому следует стремиться (модель идеальной ситуации).
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|