Франчайзинг как форма отношений

Отношения между франчайзером и франчайзи принципиально отличаются от обычных деловых отношений в коммерческих предприятиях, поскольку франчайзинг, являясь партнерским бизнесом, предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество.

Можно провести аналогию между отношениями родителя и ребенка, с одной стороны, и франчайзера и франчайзи - с другой. Отношения меняются по мере того, как оператор из состояния невежества при ведении бизнеса переходит в состояние уверенного, преуспевающего руководителя своего бизнеса. При этом положение партнеров во франшизном предприятии неравноправное.

Взаимоотношения сторон эволюционируют во времени. На ранних стадиях франчайзи, как ребенок с родителем, сильнее зависит от франчайзера в вопросах источников информации и понимании, как применить приобретенные знания. Но по мере того как франчайзи накапливает практический опыт, он становится менее зависимым до такой степени, что не видит никакой ценности в отношениях с головной фирмой. Это признание и реакция на изменяющийся характер отношений - очень существенный элемент в работе франчайзера. Те, кому удается решить эту проблему наилучшим образом, становятся самыми преуспевающими в бизнесе.

Иногда франчайзи может испытывать трудности, причинами которых являются:

факторы, существующие помимо контроля обеих сторон, а именно общие экономические условия;

некоторые недоработки франчайзера, его системы, услуг, поддержки самой головной фирмы;

некоторые недоработки франчайзи в отношении выполнения уроков, полученных от франчайзера.

В соответствии с франшизным договором, который является основой взаимоотношения сторон, права владельца франшизы строго ограничены. Договор составляется франчайзер и носит обязательный характер, предлагая франчайзи либо соглашаться с его условиями, либо нет. Однако, хотя франшизополучатель и не может рассчитывать на обсуждение условий и внесение каких-либо изменений, его положение нельзя считать бесправным. Ни один франшизный договор не в состоянии учесть все нюансы взаимоотношений сторон. Кроме того, несмотря на строгую регламентированность действий, франчайзи все же обладает значительной независимостью, так как фактически принимает все оперативные решения в своем франшизном предприятии самостоятельно. По опыту действующих франчайзинговых систем, реальная ответственность за принятие основных решений в оперативной деятельности разделяется следующим образом:

франчайзер отвечает за модификацию ассортимента товаров (услуг) и за ценовую политику франшизного предприятия;

франчайзи - за наем персонала, организацию рабочего времени, местную рекламу, бухгалтерский учет и качество предоставляемых услуг.

Поскольку поддержание положительного имиджа торговой марки и франчайзинговой системы в целом имеет первостепенное значение для франчайзинга, особая роль отводится контролю качества товаров и услуг, предоставляемых франшизными предприятиями. За рубежом контроль, как правило, осуществляется с помощью штата районных инспекторов, в функции которых входит отслеживать, чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес-концепции франшизодателя. При этом проверяющие наведываются не только с официальными визитами, но и под видом обычных клиентов.

В целом ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит франчайзеру, и именно он должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франчайзи почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы. От владельца франшизы требуется работать с полной отдачей, соблюдая все требования франчайзинговой системы. Те партнеры, у которых в рамках франчайзинга складываются гармоничные отношения, как правило, и становятся самыми успешными франчайзинговыми предпринимателями.

Итак, франчайзи находится в крепких объятиях взаимоотношений с франчайзером на все время действия контракта или пока он не продаст бизнес. Даже если он зрелый предприниматель, это не дает ему больше свободы по сравнению с новичком в рамках системы. Это является основным моментом во взаимоотношениях. С этой точки зрения должно быть:

уважение, как со стороны франчайзера, так и со стороны франчайзи, основных принципов, на которых основана система льготного предпринимательства и которые являются залогом успеха;

уважение со стороны франчайзи достижений и руководящей роли франчайзера. Но не такое слепое уважение, когда франчайзи не видит, что пора задать некоторые вопросы франчайзеру, а уважение собственности на имя, ноу-хау и практический опыт, на которых система франчайзинга основана, и всего того, что входит в эту собственность;

уважение со стороны франчайзера достижений франчайзи и их вклада в систему.

Даже если существует такое утопическое состояние отношений, оно не продлится долго, если с обеих сторон не будут прилагаться усилия по их сохранению.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.