Отношения между франчайзером и франчайзи принципиально отличаются от обычных деловых отношений в коммерческих предприятиях, поскольку франчайзинг, являясь партнерским бизнесом, предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество.
Можно провести аналогию между отношениями родителя и ребенка, с одной стороны, и франчайзера и франчайзи - с другой. Отношения меняются по мере того, как оператор из состояния невежества при ведении бизнеса переходит в состояние уверенного, преуспевающего руководителя своего бизнеса. При этом положение партнеров во франшизном предприятии неравноправное.
Взаимоотношения сторон эволюционируют во времени. На ранних стадиях франчайзи, как ребенок с родителем, сильнее зависит от франчайзера в вопросах источников информации и понимании, как применить приобретенные знания. Но по мере того как франчайзи накапливает практический опыт, он становится менее зависимым до такой степени, что не видит никакой ценности в отношениях с головной фирмой. Это признание и реакция на изменяющийся характер отношений - очень существенный элемент в работе франчайзера. Те, кому удается решить эту проблему наилучшим образом, становятся самыми преуспевающими в бизнесе.
Иногда франчайзи может испытывать трудности, причинами которых являются:
факторы, существующие помимо контроля обеих сторон, а именно общие экономические условия;
некоторые недоработки франчайзера, его системы, услуг, поддержки самой головной фирмы;
некоторые недоработки франчайзи в отношении выполнения уроков, полученных от франчайзера.
В соответствии с франшизным договором, который является основой взаимоотношения сторон, права владельца франшизы строго ограничены. Договор составляется франчайзер и носит обязательный характер, предлагая франчайзи либо соглашаться с его условиями, либо нет. Однако, хотя франшизополучатель и не может рассчитывать на обсуждение условий и внесение каких-либо изменений, его положение нельзя считать бесправным. Ни один франшизный договор не в состоянии учесть все нюансы взаимоотношений сторон. Кроме того, несмотря на строгую регламентированность действий, франчайзи все же обладает значительной независимостью, так как фактически принимает все оперативные решения в своем франшизном предприятии самостоятельно. По опыту действующих франчайзинговых систем, реальная ответственность за принятие основных решений в оперативной деятельности разделяется следующим образом:
франчайзер отвечает за модификацию ассортимента товаров (услуг) и за ценовую политику франшизного предприятия;
франчайзи - за наем персонала, организацию рабочего времени, местную рекламу, бухгалтерский учет и качество предоставляемых услуг.
Поскольку поддержание положительного имиджа торговой марки и франчайзинговой системы в целом имеет первостепенное значение для франчайзинга, особая роль отводится контролю качества товаров и услуг, предоставляемых франшизными предприятиями. За рубежом контроль, как правило, осуществляется с помощью штата районных инспекторов, в функции которых входит отслеживать, чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес-концепции франшизодателя. При этом проверяющие наведываются не только с официальными визитами, но и под видом обычных клиентов.
В целом ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит франчайзеру, и именно он должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франчайзи почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы. От владельца франшизы требуется работать с полной отдачей, соблюдая все требования франчайзинговой системы. Те партнеры, у которых в рамках франчайзинга складываются гармоничные отношения, как правило, и становятся самыми успешными франчайзинговыми предпринимателями.
Итак, франчайзи находится в крепких объятиях взаимоотношений с франчайзером на все время действия контракта или пока он не продаст бизнес. Даже если он зрелый предприниматель, это не дает ему больше свободы по сравнению с новичком в рамках системы. Это является основным моментом во взаимоотношениях. С этой точки зрения должно быть:
уважение, как со стороны франчайзера, так и со стороны франчайзи, основных принципов, на которых основана система льготного предпринимательства и которые являются залогом успеха;
уважение со стороны франчайзи достижений и руководящей роли франчайзера. Но не такое слепое уважение, когда франчайзи не видит, что пора задать некоторые вопросы франчайзеру, а уважение собственности на имя, ноу-хау и практический опыт, на которых система франчайзинга основана, и всего того, что входит в эту собственность;
уважение со стороны франчайзера достижений франчайзи и их вклада в систему.
Даже если существует такое утопическое состояние отношений, оно не продлится долго, если с обеих сторон не будут прилагаться усилия по их сохранению.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|