Несмотря на достаточно большую популярность франчайзинга на территории Российской Федерации, серьезной проблемой является законодательная база, регламентирующая франчайзинговые взаимоотношения. В России законодательно никак не закреплены понятия «франшиза» и «франчайзинг» - существует исключительно коммерческая концессия (гл. 54 ч.2 Гражданского кодекса РФ, ст. 1027) и только она регламентирует отношения, которые можно называть франчайзинговыми. Это создает проблему недопонимания сущности франчайзинга, т. к. именно в раскрытии термина содержатся принципиальные критерии; создает трудности при формировании условий договоров, а в ряде случаев приводит к конфликтам между субъектами, вступившими в правоотношения; приводит к длительному характеру обсуждений международных договоров из-за трудности адаптации их к условиям российского правового поля.
Поэтому в условиях отсутствия четкой нормативно-правовой базы, здесь главным регуляторным фактором деловых отношений становится моральные и этические нормы.
Российская ассоциация развития франчайзинга разработала «Кодекс этики франчайзинга» - сборник важнейших принципов взаимоотношений для франчайзинга: франчайзоров и франчайзи, и старается делать все, чтобы эти нормы уважались предпринимателями франшизного сообщества.
. Определение франчайзинга
Франчайзинг - это система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзором и Франчайзи.
При этом Франчайзор передаёт Франчайзи права и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзора. Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать товарный знак Франчайзора, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны Франчайзора в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового соглашения.
. Основные принципы
Франчайзор является инициатором франчайзинговой системы, состоящей из него самого и совокупности его франчайзи. При этом Франчайзор является гарантом всей системы в течение периода ее существования.
Обязательства Франчайзора:
развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, имея как минимум одно пилотное предприятие перед тем, как начать создание франчайзинговой системы;
является владельцем или имеет легальные права на использование его товарного знака или других знаков отличия фирмы;
предоставляет Франчайзи первоначальное обучение и дальнейшую коммерческую и техническую поддержку в течение всего времени действия франчайзингового соглашения.
Обязательства Франчайзи:
делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;
предоставляет франчайзору проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзору и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзора в разумное время;
Перейти на страницу: 1 2 3
|