социальный экономический реинжиниринг
В последние 20 - 30 лет прошлого столетия появилось достаточно много идей, взглядов, теорий, связанных с процессами формирования и развития производственно-хозяйственных систем:
· теория институциональных преобразований,
· реинжиниринга,
· альянсов,
· концепция жизненного цикла социально-экономической системы,
· внутренних рынков,
· популяционной экологии,
· теория организационного потенциала
1. Теория институциональных преобразований.
Институты - это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.
Теория институтов исходит из двух основных моментов:
· возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения;
· гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам.
2. Теория реинжиниринга.
Реинжиниринг - это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, с четко поставленными целями и средствами. Это теория и методы комплексного оздоровления корпораций на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций.
3. Теория альянсов.
Ее основные положения:
· интеграция управленческих процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций;
· расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей.
4. Концепция жизненного цикла социально-экономической системы.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл социально-экономической системы обязательно включает такие стадии, как:
· формирование организации,
· ее интенсивный рост или размножение,
· стабилизацию
· кризис (спад).
Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения.
1) Этап предпринимательства Нечеткие цели Высокие творческие возможности 2) Этап коллективности Формализация правил Высокие обязательства 3) Этап формализации и управления Формализация правил Стабилизация структуры Упор на эффективность |
4) Этап выработки структуры Более сложная структура Децентрализация Диверсифицированные рынки 5) Этап упадка Высокая текучесть кадров Возрастающие конфликты |
Рис. 1. Жизненный цикл организации
В соответствии с принципом процессуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями противоречиями. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику организационных задач определенный период функционирования организации, называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - циклами развития.
Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию - интенсивного роста.
На второй стадии организация развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.
Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить; себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.
После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию - стадию кризиса, которая характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|