Современные теории и концепции

социальный экономический реинжиниринг

В последние 20 - 30 лет прошлого столетия появилось достаточно много идей, взглядов, теорий, связанных с процессами формирования и развития производственно-хозяйственных систем:

· теория институциональных преобразований,

· реинжиниринга,

· альянсов,

· концепция жизненного цикла социально-экономической системы,

· внутренних рынков,

· популяционной экологии,

· теория организационного потенциала

1. Теория институциональных преобразований.

Институты - это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.

Теория институтов исходит из двух основных моментов:

· возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения;

· гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам.

2. Теория реинжиниринга.

Реинжиниринг - это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, с четко поставленными целями и средствами. Это теория и методы комплексного оздоровления корпораций на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций.

3. Теория альянсов.

Ее основные положения:

· интеграция управленческих процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций;

· расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей.

4. Концепция жизненного цикла социально-экономической системы.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл социально-экономической системы обязательно включает такие стадии, как:

· формирование организации,

· ее интенсивный рост или размножение,

· стабилизацию

· кризис (спад).

Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения.

1) Этап предпринимательства Нечеткие цели Высокие творческие возможности 2) Этап коллективности Формализация правил Высокие обязательства 3) Этап формализации и управления Формализация правил Стабилизация структуры Упор на эффективность

4) Этап выработки структуры Более сложная структура Децентрализация Диверсифицированные рынки 5) Этап упадка Высокая текучесть кадров Возрастающие конфликты

Рис. 1. Жизненный цикл организации

В соответствии с принципом процессуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями противоречиями. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику организационных задач определенный период функционирования организации, называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - циклами развития.

Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию - интенсивного роста.

На второй стадии организация развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.

Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить; себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию - стадию кризиса, которая характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.