Вместе с тем известно, что эффективность этих организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.
Движение к сетевой форме началось в 80-е годы, когда конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали необходимость массового реструктурирования.
Некоторые сети объединяют поставщиков, производителей в органы по реализации продукции на основе долгосрочных отношений. Другие сети, гораздо более динамичные, объединяются в интересах реализации проекта, а затем разъединяются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего проекта.
Сетевые организации имеют следующие особенности:
) Сетевые организации используют активы нескольких фирм, расположенных в различных частях ценностной цепи.
) Сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Различные компоненты в сети стремятся делиться информацией, кооперироваться друг с другом, предоставлять продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место в ценностной цепи.
) Сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. Такое добровольное, активное поведение улучшает конечные результаты, способствует выполнению контрактных обязательств.
) В ряде отраслей, включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и другие, сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы - производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями.
Характеристика сетевых организаций
Тип сети |
Особен-сти организации |
Сферы применения |
Недостатки, связ. с расш-ем сети |
Недостатки, связ. с модиф-цией стр-ры |
Стабильная |
Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. |
Чрезмерное использование поставщика или продавца может привести к нездоровой зависимости от центра фирмы |
Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творчество партнеров |
Внутренняя |
Совместное владение, распределение ресурсов по цепи ценностей с использованием рыночных механизмов |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать внутренние подразделения |
Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей внутреннего рынка и механизмов оценки результатов деятельности |
Исполнительные лица используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции |
Динамическая |
Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого количества потенциальных партеров |
Отрасли с низким техническим уровнем, коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся, высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т.д.) |
Экспертиза может оказаться слишком узкой, и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме |
Могут быть разработаны механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами |
Важное условие при формировании сети - это добровольность.
По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы - в состоянии корректировки в соответствии с требованиями рынка, новыми технологиями и другими факторами внешней среды.
При объединении усилий малых предприятий появляется возможность конкурировать на рынке с крупными организациями, выполнять задачи, не выполнимые для одной маленькой фирмы, быть маневреннее и эффективнее.
6. Концепция популяционной экологии.
Анализируя процессы рождения, расцвета и упадка многих производственно-хозяйственных систем, М. Хэннон и Д. Фриман сделали заключение:
«внешняя среда любой организации состоит преимущественно из других организаций, так что существование каждой из них граничит с существованием организаций того же или других видов».
Это заключение легло в основу концепции популяционной экологии.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|