Практика успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.
На стадии формирования в условиях рыночных отношений цели определяются через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.
Стадия закрепления на рынке связана с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. Поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важная особенность организации на этом этапе - готовность к борьбе.
Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, заветной мечтой, к которой организация стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, - закрепление достигнутого - потребует от организации не меньших, если не больших, усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для стадии формирования была характерна пассионарность отцов-основателей, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для стадии закрепления - азарт борьбы, то для стадии стабилизации определяющим становится следование внутренним нормам (причем без всякого творчества). Успешность организации на этой стадии зависит от ее аутентичности существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации.
Стадия кризиса организации - самый трудный этап ее существования - ставит целью сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. При идентифицировании основных целевых и стратегических установок организации могут определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации.
Однако если мы сравним особенности внутрифирменными установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период функционирования организации. Не мене существенной оказывается и генеральная целевая, ценности установка фирмы.
Организационные консультанты, проанализировав деятельность ряда длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят еще один временно цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить различные типы ценностных установок.
Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общей создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и человеческим особенностям.
Установка, характерная для цикла развития организации «механизация», связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно в данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов и стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки, конкретизировать стоящие перед ней задачи, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
5. Концепция внутренних рынков.
Перенесение рыночных отношений внутрь компаний (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации. Сети представляют собой средоточие фирм или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, лучше отвечающая современным требованиям внешней среды. Предпринимательские сети, или союзы (их часто называют также кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями), - это объединяющие организации, каждая из которых в сети выполняет свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собой.
В сетевых образованиях происходит смещение акцента с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|