Кластерный подход как инструмент развития региональной инновационной системы

Инновационная система является динамичной, развивающейся частью социально-экономической системы и представляет собой совокупность элементов и процессов (подсистема) экономической системы, обеспечивающая быструю и адекватную реакцию на изменение внешних условий, в первую очередь изменений требований рынка.

Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность).

Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического развития региональной экономики.

Согласно М. Портеру, кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Существует еще один подход к трактовке данного понятия, который предлагает рассматривать кластер как совокупность «4К»:

- концентрация - в пределах локальной территории;

- конкуренция - внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание;

- кооперация - в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке;

- конкурентоспособность - на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.

Отраслевой кластер - это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, и отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта. В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в этот кластер, достигается только за счет отрасли, т.к. именно она в этом случае выступает в качестве объединяющего фактора.

Региональный кластер - это экономическая агломерация фирм, работающих с синергетических эффектом в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства, образуя при этом между собой кооперационные и конкурентные связи. В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается уже за счет возникающей региональной связи: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели - развитие региона в целом как кластера. При этом все субъекты хозяйствования находятся в равных условиях для осуществления своей деятельности: одна территория, одно законодательство.

Диагностика кластеров может осуществляться на основании 2 взаимосвязанных подходов:

- «сверху - вниз», когда определяется привлекательность и предпосылки для развития кластера в той или иной отрасли;

- «снизу - вверх», когда осуществляется идентификация кластера на определенной территории.

При этом для диагностики кластеров используются, как правило, качественные инструменты - такие, как метод Дельфи, фокус-группы, локальные опросы, анализ разрывов, стратегический межотраслевой анализ и так далее, а для оценки результатов их развития - количественные (коэффициенты локализации, методы экономического моделирования, анализ сети, таблицы межотраслевого баланса).[8,9]

На практике процесс диагностики кластера объединяет два подхода и состоит из 3-х ключевых этапов:

- стратегический отраслевой и кластерный анализ;

- анализ международного опыта и лучшей практики (бенчмаркинг);

- выделение и анализ кластера на территории региона.

Вопрос инновационного развития всего кластера за счет включения в его структуру инновационных инфраструктурных элементов в настоящее время стоит весьма остро не только в нашей стране, но во всем мире. Это объясняется тем, что методологии проведения подобных мероприятия на сегодняшний день только начинает приобретать четкие контуры. Методика проведения алгоритма по инновационному организационно-проектному развитию отраслевого / регионального кластера:

Первый этап - подготовительные работы, предполагающие:

- анализ региона или отрасли на вопрос актуальности проведения мероприятий по их инновационному организационно-проектному развитию;

- составление заказчиком технического задания (ТЗ) на разработку программы по инновационному организационно-проектному развитию отраслевого / регионального кластера;

- ознакомление с действующим законодательством в области поддержки инновационной деятельности в регионе/отрасли

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.