Карта кластера представляет собой обобщение уже полученных результатов с указанием места и роли администраций кластера и подкластеров. На рисунке 1.1 показаны 4 подкластера: подкластер образовательных учреждений, подкласетр НИИ, подкластер предприятий малого и среднего бизнеса, подкластер промышленных предприятий. На практике подкластеры пересекаются, накладываются друг на друга и т.п., но для наглядности на данном рисунке они изолированы друг от друга. При этом все 4 подкластера взаимодействуют друг с другом через свои администрации, а контролирует и направляет их деятельность администрация кластера. Также показано, что в каждом подкластере соседствуют несколько взаимодополняющих друг друга предприятий, организаций или учреждений (условные подподкластеры 1 и 2).
Рис.1.1 - Карта кластера
Инновационная деятельность в кластере
Согласно определению кластера, что это группа взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга, то весь кластер можно представить состоящим из подкластеров.
- научно-исследовательские предприятия;
- образовательные учреждения;
- предприятия среднего и малого бизнеса;
- промышленные предприятия;
Подкластер научно-исследовательских предприятий будет включать в себя ряд предприятий, осуществляющих в качестве основной научную деятельность или научно-техническую деятельность. В соответствии с этим, в данный подкластер входят научно-исследовательские институты; опытно-конструкторские предприятия; проектно-конструкторские предприятия; проектно-технологические предприятия.
«Подкластер» образовательных учреждений строится по тем же принципам, что и «подкластер» научно-исследовательских предприятий. В подкластер образовательных учреждений могут входить: средние образовательные учреждения (школы, гимназии), техникумы, высшие образовательные учреждения.
Также как и в подкластере научно-исследовательских предприятий, в образовательном подкластере присутствуют конкурентные связи (например, «жесткая» конкуренция - между ВУЗами и Техникумами за привлечение студентов, «мягкая» конкуренция - между ВУЗами и т.д.), однородность связей, присущая данному виду деятельности, и синергетический эффект.
В подкластер предприятий малого и среднего бизнеса входят различные коммерческие предприятия, реализовывающие продукцию, оказывающие различные услуги, поставщики продукции и т.д.
В «подкластер» промышленных предприятий входят организации, деятельность которых связана с производством промышленной продукции. Это могут быть различные заводы, фабрики, шахты, комбинаты и т.д.
Взаимодействие подкластеров между собой происходит за счет создания новых инновационных инфраструктурных элементов кластера. Для того чтобы проанализировать и выявить необходимость того, или иного инновационного элемента требуется четкая взаимосвязанная работа подкластера и кластера в целом.
Таким образом, Администрация всего кластера главной своей задачей видит развитие всех подкластеров, составляющих кластер. Для этого она создает инновационные элементы, которые создают кооперационные связи между подкластерами, за счет которых происходит дальнейшее развитие, повышение конкурентоспособности подкластеров. Администрация же подкластеров своей целью видит решение задач, связанных с успешным функционированием только своего подкластера. Для этого она стимулирует создание новых проектов как внутри самих субъектов хозяйствования, так и внутри подкластера, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, входящих в данный подкластер. [8,10,11]
Перейти на страницу: 1 2 3
|