Кластерный подход как инструмент развития региональной инновационной системы

Второй этап - анализ отраслевого / регионального кластера, включающий:

- доказательство того, что выделенный кластер действительно отвечает всем требованиям отраслевого / регионального кластера;

- проведение кластеризации (выделение в кластере подкластеров) и составление по ее результатам карты отраслевого / регионального кластера;

- составление анкет и проведение по ним анкетирования субъектов хозяйствования, входящих в выделенные подкластеры;

Третий этап - обработка результатов анализа отраслевого / регионального кластера:

- определение целей, задач и функций администрации кластера в целом, и подкластера в частности;

- установление взаимосвязи кластера с выделенными подкластерами при помощи инновационных инфраструктурных элементов уровня администраций кластера и выделенных подкластеров (выработка и обоснование конкретных инновационных инфраструктурных элементов кластера и подкластеров).

Подготовительные работы по инновационному организационно-проектному развитию отраслевого/регионального кластера являются самым важным в предложенной методике, поскольку без выявления потребностей, ресурсов и учета существующего опыта невозможно правильно и эффективно построить любую модель, в том числе и модель инновационного развития всего кластера. Поэтому Администрации кластера необходимо провести анализ вверенного ей кластера, выявив тем самым сильные и слабые стороны в функционировании субъектов хозяйствования как элементов кластера, выявить существующий синергетический эффект и определить наличие или отсутствие потенциала для развития всего региона или отрасли.

На этапе анализа отраслевого/регионального кластера должны быть решены следующие задачи, которые можно рассматривать как подэтапы такого анализа:

- доказать, что выделенный кластер действительно отвечает всем признакам отраслевого / регионального кластера (присутствуют синергия, кооперационные связи, однородность);

- построить карту регионального / отраслевого кластера;

- выявить спрос и предложение на инновационные услуги в отрасли / регионе.

Доказательство того, что выделенный кластер действительно отвечает всем требованиям отраслевого / регионального кластера заключается в том, что в предполагаемом кластере:

- выявляют наличие или отсутствие однородности между субъектами хозяйствования в силу общего региона/отрасли;

- выявляют природу связей, существующих между субъектами хозяйствования: кооперация (партнерство), конкуренция (мягкая - это соперничество между однородными субъектами хозяйствования, работающими на одном уровне, жесткая - в её основе лежит борьба за выбор покупателя в пользу той или иной организации или их сочетание;

- определяют наличие или отсутствие между субъектами хозяйствования синергетического эффекта за счет общности региона / отрасли.

Если эти условия выполняются благодаря региону, то мы имеем дело с региональным кластером, за счет отрасли - с отраслевым кластером.

Кластеризацию региона необходимо проводить исходя из следующих соображений:

- подкластеры выделяем исходя из вида деятельности субъекта хозяйствования, взаимодействующих друг с другом, образуя инновационную цепочку;

- выделяемые подкластеры должны удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность, наличие кооперационных связей и синергетического эффекта;

- при необходимости выделяем подподкластеры, исходя из уровня деятельности (качества предоставляемых услуг).

Учитывая это, необходимо рассмотреть региональный / отраслевой кластер с позиции администрации региона/отрасли, выявив все субъекты хозяйствования, функционирующие на вверенной ей территории, нанести их на карту рассматриваемого региона/регионов, в результате получается экономическая карта кластера. Далее необходимо описать природу выявленных связей между субъектами хозяйствования и доказать, что выделенные группы субъектов хозяйствования можно расценивать как подкластеры отраслевого/регионального кластера.

Доказательство заключается в том, чтобы показать, что между субъектами хозяйствования, входящими в тот или иной подкластер, существующие кооперационные и конкурентные связи, синергетический эффект, а также их однородность достигается в силу занятия одним видом деятельности.

После того как были получены данные о связях и однородности между субъектами хозяйствования, наличие или отсутствие синергетического эффекта между ними можно сделать вывод о признании группы взаимосвязанных по видам деятельности субъектов хозяйствования подкластером или нет. Таким образом, если данные группы организаций, предприятий или учреждений отвечают всем признакам кластера, то их можно рассматривать как подкластеры, взаимосвязанные через инновационную цепочку (разработка - апробация разработки - промышленное производство). [8, 10]

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.