Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения «корпоративной информационной культуре». Возможно, объясняется это тем, что понятие корпоративная информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке понятия информационная культура.
В рамках культурологического подхода корпоративная информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает корпоративную информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.
Нам представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающих корпоративную информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её «несущим конструкциям», которые обеспечивают ее логическую целостность.
В зависимости от субъекта, который выступает носителем корпоративной информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:
. Корпоративная информационная культура личности;
. Корпоративная информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
. Корпоративная информационная культура общества в целом.
В современных исследованиях корпоративной информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.
Корпоративную информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие «информационная культура» включит очень многие составляющие:
· культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);
· культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого направления;
· осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|